Вопрос-ответ...

Уважаемые посетители сайта!

В данном разделе публикуются наиболее актуальные и распространенные из задаваемых Уполномоченному по правам человека в Архангельской области вопросы граждан, поступающие в ходе личных приемов, "прямых телефонных линий", "горячих линий" с Уполномоченным в различных СМИ, в электронных и письменных обращениях, а также ответы на них. Надеюсь, что данная рубрика станет для Вас полезной, и размещенная здесь информация поможет Вам защитить Ваши права в случае их нарушения.

***

Вопрос: Какие особенности содержания под стражей несовершеннолетних?

Ответ: В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством Российской Федерации.
Ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.
При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе.
Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для самообразования, с ними проводится культурно-воспитательная работа, им оказывается социальная и психологическая помощь, а также помощь в получении начального общего, основного общего, среднего общего образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках сверх норм, предусмотренных статьей 25 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

***

Вопрос: Какие особенности содержания под стражей женщин?

Ответ: В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до четырех лет. Норма санитарной площади в камере на каждого ребенка в возрасте до четырех лет, находящегося вместе с матерью, устанавливается в размере не менее четырех квадратных метров.
В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется оказание медицинской помощи соответствующего вида и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством Российской Федерации.
Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей.
К беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение в карцер.
В случае необходимости администрация места содержания под стражей может возбуждать в установленном законом порядке ходатайство о временной передаче ребенка родственникам или иным лицам либо в детское учреждение.

***

Вопрос: Каким образом можно оформить электронный сертификат на приобретение подгузников родственнику-инвалиду и как им воспользоваться?

Ответ: Электронный сертификат – это удобный способ получения государственной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации (ТСР) людей с инвалидностью. Электронный сертификат дополняет, а не заменяет существующие способы обеспечения ТСР. Этот способ расширяет возможности выбора ТСР и упрощает процедуру их получения. Такой сертификат позволяет приобрести необходимое ТСР самостоятельно. Главное условие – изделие должно быть прописано в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).
Сертификат содержит информацию о виде изделия, которое можно приобрести и о периоде его действия. В нем также указывается количество ТСР, которые можно приобрести с его помощью, и максимальная стоимость ТСР, покупку которого можно оплатить без использования дополнительных средств. Социальный фонд России, оценивая стоимость ТСР, использует данные о последнем исполненном государственном контракте на аналогичное изделие.
Электронный сертификат представляет собой запись в реестре, которая привязана к номеру банковской карты МИР. Деньги напрямую на карту не переводятся, а резервируются в Федеральном казначействе. Привязка к карте МИР необходима для идентификации владельца электронного сертификата при покупке ТСР и последующего перевода денег из казначейства продавцу. Если стоимость изделия превышает сумму сертификата, доплатить разницу можно собственными средствами.
Для оформления электронного сертификата можно заполнить заявление на портале Госуслуг (при наличии подтвержденной учетной записи), в МФЦ, на личном приеме в территориальном отделении СФР по месту жительства или направить заявление и нотариально заверенные копии документов почтовым отправлением. Для подачи заявления потребуются: данные паспорта, дата выдачи ИПРА и реквизиты карты МИР, выпущенной любым банком, для привязки к ней электронного сертификата. При личной подаче в МФЦ или отделении СФР необходимо представить паспорт гражданина (свидетельство о рождении ребенка до 14 лет), ИПРА необходимо представить, если она была разработана ранее 2016 года. Если заявление подает представитель гражданина, то необходимо предъявить документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие его полномочия.
Воспользоваться электронным сертификатом можно как в стационарных торговых точках, так и онлайн-магазинах. Список магазинов, принимающих электронные сертификаты, размещен на сайте ГИС «Электронные сертификаты» (https://ecert.gov.ru).
В Архангельской области по вопросам оформления электронного сертификата на ТСР можно обратиться в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОСФР по Архангельской области и НАО, 163000, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 28, телефон горячей линии: 8 (800) 200-01-16) и клиентские службы СФР по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.

***

Вопрос: Какой орган или комиссия может признать человека недееспособным?

Ответ: Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным могут члены его семьи, близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) независимо от совместного с ним проживания, органы опеки и попечительства, медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь, или стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами.
В порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина судья на основании статьи 283 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.
Над гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, устанавливается опека. Опекун в силу закона является представителем и совершает от имени подопечного все сделки и несет гражданско-правовую ответственность за совершение этих сделок и за причинение этим гражданином вреда (статьи 29 и 1076 Гражданского кодекса Российской Федерации). Опекуны выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (статья 31 Гражданского кодекса Российской Федерации).

***

Вопрос: Соседка пожилого возраста проживает она, родственников у нее в городе Архангельске нет. Я периодически помогаю ей по хозяйству, но постоянно оказывать помощь не могу. Куда и в какие соцслужбы она может обратиться для получения помощи на дому?

Ответ: До 1 января 2024 года признанием граждан нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе на дому, и составлением индивидуальных программ предоставления социальных услуг (ИППСУ) занимались государственные организации социального обслуживания граждан, например ГБУ СОН АО «Архангельский КЦСО».
С 1 января 2024 года полномочия  по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление ИППСУ перешли к ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения».
Таким образом, для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления ИППСУ гражданину или его представителю необходимо обратиться с заявлением в отделение социальной защиты по месту жительства (пребывания). Контактная информация отделений социальной защиты населения указана на сайте: https://соцзащита29.рф/otdeleniya.
В течение 3 рабочих дней со дня регистрации запроса заявителя специалисты социальной защиты населения производят обследование условий жизнедеятельности гражданина, а не позднее 10 рабочих дней со дня обращения гражданину выдается ИППСУ.
После получения ИППСУ гражданин вправе обратиться к поставщикам социальных услуг и заключить договор на социальное обслуживание. Реестр поставщиков социальных услуг размещен на интерактивном портале социальной защиты населения Архангельской области (https://social.arhzan.ru). В указанный реестр включены как государственные поставщики (психоневрологические интернаты, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения социального обслуживания семей, комплексные центры социального обслуживания, оказывающие предоставление социального обслуживания на дому), так и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

***

Вопрос: Какие документы, кроме паспорта, могут удостоверить личность гражданина при голосовании в день выборов?

Ответ: Документ, заменяющий паспорт гражданина - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме»), на территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При предъявлении гражданином (в случае отсутствия паспорта) одного из указанных документов, он вправе участвовать в голосовании в день выборов.

***

Вопрос: Может ли гражданин, находящийся на территории Архангельской области, и не имеющий регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, проголосовать на выборах Президента Российской Федерации?

Ответ: В целях реализации избирательных прав граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, Избирательная комиссия Архангельской области, исходя из принципа целесообразности, своим решением определяет уже образованные избирательные участки для голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства. На выборах Президента Российской Федерации такие участки определены постановлением Избирательной комиссии Архангельской области от 10.01.2024 № 91-620/7 «О голосовании на территории Архангельской области избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, на выборах Президента Российской Федерации». Основанием для включения избирателя в список избирателей на избирательном участке, определенном для голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, является его личное письменное заявление, поданное в участковую избирательную комиссию не позднее чем в дни голосования.

***

Вопрос: Каковы действия избирателя, если его не оказалось в списке избирателей?

Ответ: В данном случае гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей. Комиссия обязана проверить сообщенные сведения и представленные документы и либо устранить ошибку, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Эти действия должны быть совершены в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования. Если заявитель не согласен с решением комиссии, он вправе обжаловать его в вышестоящую комиссию или в суд.

***

Вопрос: Что является систематическим нарушением общественного порядка при условном осуждении?

Ответ: В соответствии с частью 5 статьи 190 УИК РФ систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

***

Вопрос: Какая ответственность наступает у условно осужденного гражданина при уклонении им от исполнения возложенных на него судом обязанностей?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 190 УИК РФ при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.
Вместе с тем частью 4 вышеуказанной статьи установлено, что если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

***

Вопрос: Каким образом возможно проведение медико-социальной экспертизы гражданина, осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в местах лишения свободы, с личным присутствием?

Ответ: В пункте 32 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 (далее соответственно – постановление № 588, Правила), определены случаи проведения медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, одним из которых является наличие в направлении на медико-социальную экспертизу сведений о соответствующем предпочтении гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
В соответствии с пунктом 34 Правил медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится:
а) в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) при явке гражданина в бюро (главное бюро, Федеральное бюро);
б) по месту нахождения гражданина, если он не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением врачебной комиссии медицинской организации;
в) по месту нахождения гражданина в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
г) по месту нахождения гражданина в исправительном учреждении, где гражданин отбывает наказание;
д) по месту нахождения гражданина в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях.
Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы утверждены Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 (далее - Порядок).
В случае если осужденный не может быть доставлен в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы по состоянию здоровья, соответствующее заключение медицинской организации уголовно-исполнительной системы направляется в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы вместе с соответствующими медицинскими документами, и ему сообщается о месте, где может быть проведена медико-социальная экспертиза (пункт 8 Порядка).
Администрация исправительного учреждения обеспечивает доставление осужденного к месту проведения медико-социальной экспертизы (осмотра). При проведении медико-социальной экспертизы в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы осужденный на период проведения медико-социальной экспертизы может быть переведен в другое исправительное учреждение либо направлен в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы (пункт 9 Порядка).
При проведении освидетельствования или переосвидетельствования осужденных в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы администрацией исправительного учреждения обеспечиваются охрана и надзор за указанными лицами в целях обеспечения безопасности работников федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также иных лиц (пункт 17 Порядка).
С учетом изложенного проведение медико-социальной экспертизы гражданина, осужденного к лишению свободы и отбывающего в местах лишения свободы, с личным присутствием может проводиться в бюро (главном бюро, Федеральном бюро), куда администрация исправительного учреждения обеспечивает доставление осужденного, по месту нахождения гражданина, если он не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации уголовно-исполнительной системы, по месту нахождения гражданина в исправительном учреждении либо по месту нахождения гражданина в медицинской организации уголовно-исполнительной системы.
(по материалам письма Минтруда России от 2 марта 2023 г. № 13-4/В-400)

***

Вопрос: Возможно ли трудоустройство граждан, у которых отсутствует документ воинского учета? Обязана ли организация сообщать в военкомат о приеме на работу работника, не представившего документы воинского учета?

Ответ: Законодательством Российской Федерации обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ документы воинского учета при заключении трудового договора предъявляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Именно эти категории граждан подлежат воинскому учету в организациях (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства.
Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Однако в этом случае работодатель, в соответствии с подпунктом "г" пункта 30 вышеуказанного Положения, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета. В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в двухнедельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять.
(по материалам письма Минтруда России от 29.09.2023 № 14-6/ООГ-6134)

***

Вопрос: Может ли быть предоставлена отсрочка уплаты уголовно штрафа?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) уплата штрафа может быть отсрочена или рассрочена на срок до пяти лет, если немедленная уплата его является для осужденного невозможной.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора») ходатайство о рассрочке уплаты штрафа (часть 2 статьи 398 УПК РФ), если этот вопрос не решен в приговоре, рассматривается в порядке, установленном статьей 399 УПК РФ. При этом суд проверяет доводы осужденного о том, что единовременная уплата штрафа для него невозможна. С этой целью суд заслушивает объяснения осужденного, если тот участвует в судебном заседании, объяснения других участвующих в деле лиц, мнения судебного пристава-исполнителя и прокурора (если он участвует в судебном заседании) и исследует представленные материалы.
В решении об удовлетворении ходатайства осужденного о рассрочке уплаты штрафа указываются период рассрочки и суммы ежемесячных выплат.

***

Вопрос: Кому может быть предоставлена отсрочка от исполнения приговора суда? Может ли быть предоставлена отсрочка уплаты уголовно штрафа?

Ответ: В соответствии со статьей 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ исполнение приговора об осуждении лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, принудительным работам, аресту или лишению свободы может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии одного из следующих оснований:
1) болезнь осужденного, препятствующая отбыванию наказания, - до его выздоровления;
2) беременность осужденной, наличие у нее малолетнего ребенка, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетнего ребенка - до достижения ребенком возраста четырнадцати лет, за исключением осужденных, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, лишения свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) тяжкие последствия или угроза их возникновения для осужденного или его близких родственников, вызванные пожаром или иным стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи, другими исключительными обстоятельствами, - на срок, установленный судом, но не более 6 месяцев.
4) добровольное желание осужденного, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 Уголовного кодекса Российской Федерации, признанного больным наркоманией, пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию - до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, но не более пяти лет.
Вопрос об отсрочке исполнения приговора решается судом по ходатайству осужденного, его законного представителя, близких родственников, защитника либо по представлению прокурора.

***

Вопрос: Управляющая компания очистила придомовую территорию и сгребла снег в кучи в районе торцов дома. Должна ли управляющая организация вывозить этот снег с придомовой территории?

Ответ: Нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие обязательные работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД), не упоминают в их числе вывоз снега, ограничиваясь понятиями «очистка придомовой территории от снега» и «сдвигание свежевыпавшего снега». Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290. Согласно пункту 24 названного перечня в холодный период года в работы по содержанию земельного участка МКД входит сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда. При этом вывоз снега в перечне не упоминается. Не упоминается он и в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170). Согласно пункту 3.6.20 этих Правил снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях, при обеспечении сохранения зеленых насаждений. Пункт 3.6.16 Правил устанавливает, что убираемый снег должен сдвигаться во дворах к местам складирования. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) также не упоминают такой вид работ, как вывоз снега. Таким образом, буквальное содержание нормативных актов федерального уровня не позволяет однозначно утверждать, что вывоз снега входит в перечень работ по содержанию придомовой территории МКД.
Исходя из этого, вывоз снега с придомовой территории является дополнительной услугой. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о периодичности вывоза снега с придомовой территории и определить источник финансирования данного вида работ.
Вместе с тем управляющая организация обязана очищать придомовую территорию от снега, при этом убираемый снег должен сдвигаться во дворах к местам складирования. Снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.Важно отметить, что складирование снега запрещено на детских площадках и на клумбах и цветниках.Кроме того, складирование снега не должно приводить к подтоплению придомовой территории при его таянии.

***

Вопрос: Что делать, если дома холодно?

Ответ: С наступлением осенне-зимнего периода тепло в домах становится крайне актуальным вопросом для граждан. Основными требованиями к качеству коммунальных услуг по отоплению жилого помещения является его бесперебойная круглосуточная подача в течение всего отопительного периода, при этом температура воздуха в жилых помещениях должна быть:
в жилых помещениях – не ниже +18°С, в угловых комнатах – +20°С,
в районах с температурой наиболее холодной пятидневки ‑31˚С и ниже – в жилых помещениях не ниже + 20˚С, в угловых комнатах – +22˚С.
Именно такие нормативы установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и взяты за основу при определении предоставления качественной или некачественной коммунальной услуги.
Для того чтобы правильно измерить температуру воздуха в жилом помещении, необходимо придерживаться следующих правил:
- при наличии нескольких комнат в квартире проводить измерения в наибольшей по площади жилой комнате;
- температуру нужно замерять в центре комнаты на пересечении диагоналей, на расстоянии одного метра от поверхности пола. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов.
Если температура не соответствует установленным нормативам потребителю необходимо:
- Обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Не позднее 2 часов с момента получения сообщения о нарушении качества коммунальной услуги от потребителя должна быть назначена проверка. Проверка может быть проведена позднее, только если иное время согласовано с потребителем. При установлении факта нарушения качества коммунальной услуги в ходе проверки составляется акт. 
- Составить самостоятельно акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, если не удается передать сообщение в аварийно-диспетчерскую службу, а также, если проверка не проведена в установленный срок. В таком случае акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома.
Если факт оказания услуги ненадлежащего качества подтвержден актом проверки, то управляющая компания, если она является исполнителем коммунальной услуги, должна сделать потребителю перерасчет и принять меры по устранению нарушения.
Если управляющая компания отказывается на основании акта проверки сделать перерасчет, а также не устраняет нарушения потребитель вправе обратиться в органы муниципального жилищного контроля или в Государственную жилищную инспекцию с заявлением и приложенным к нему документом, подтверждающим факт нарушения качества предоставленных коммунальных услуг.

***

Вопрос: Что такое «социальное такси» и кто имеет право воспользоваться его услугами?

Ответ: В Архангельской области программой «Социальная поддержка граждан в Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 464-пп, предусмотрена возможность транспортного обслуживания инвалидов и детей-инвалидов специализированным транспортом государственных организаций социального обслуживания населения Архангельской области («социальное такси»).
Услуга «социального такси» предоставляется бесплатно один раз в месяц следующим категориям граждан:
инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности;
инвалидам I и II групп с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, приводящим к ограничению способности к самостоятельному передвижению;
детям-инвалидам, которым установлена инвалидность по зрению или в связи с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, приводящим к ограничению способности к самостоятельному передвижению, и сопровождающему их лицу.
Транспортная услуга «социального такси» предоставляется в целях пассажирской перевозки инвалида специализированным транспортным средством от места его нахождения до места нахождения объекта социальной инфраструктуры и обратно. При этом под объектами социальной инфраструктуры понимаются органы (организации) социальной защиты населения, организации социального обслуживания граждан, медицинские организации, территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ, органы внутренних дел, органы (организации) службы занятости населения, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, морские порты, речные порты, предназначенные для оказания услуг по перевозкам пассажиров, кредитные организации, организации почтовой связи, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, протезно-ортопедические организации, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, образовательные организации, предоставляющие образовательные услуги инвалидам и детям-инвалидам, учреждения культуры, спортивно-оздоровительные организации, предоставляющие услуги по адаптивной физической культуре для инвалидов и детей-инвалидов, общественные организации, организации, связанные с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, органы записи актов гражданского состояния, учреждения по предоставлению услуг связи и информационных услуг.
Для того, чтобы воспользоваться услугой «социального такси», необходимо обратиться в комплексный центр социального обслуживания с документом, удостоверяющим личность, а также справкой, подтверждающую факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (в случае отсутствия сведений об инвалидности в ФГИС «Федеральный реестр инвалидов»). При обращении инвалидов I или II группы, детей-инвалидов, имеющих нарушение функций опорно-двигательного аппарата, приводящее к ограничению способности к самостоятельному передвижению, необходимо дополнительно представить подтверждающие документы (в случае отсутствия данных сведений в ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» – ИПРА, справку медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по месту жительства (прикрепления) гражданина).
Вместе с тем данная транспортная услуга может быть оказана за плату вышеуказанным лицам, реализовавшим в текущем месяце право на предоставление один раз в месяц транспортной услуги без взимания платы, а также инвалидам и детям-инвалидам, не относящимся к вышеуказанным категориям, в том числе сопровождающему их лицу.

***

Вопрос: Организация, осуществляющая управление нашим многоквартирным домом, отказывает в замене старых, сломанных почтовых ящиков в счет платы за содержание жилья, утверждая, что их ремонт и замена возможны только в качестве дополнительной услуги, которая должна быть включена в договор управления. Правомерны ли ее действия?

Ответ: Исходя из системного толкования положений частей 1, 1.1 и 2.3 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, требования, которые предъявляются к выполнению работ по управлению и техническому обслуживанию дома, все текущие и неотложные работы и услуги в отношении общего имущества многоквартирного дома считаются предусмотренными в договоре в силу правил содержания дома как объекта недвижимости и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные работы и услуги.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
В силу подпунктов "д" и "ж" пункта 2 Правил в состав общего имущества включается не только механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), но и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. При этом указанный перечень общего имущества не является исчерпывающим.
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и пользования общим имуществом многоквартирного дома, а также обеспечения контроля за состоянием указанного имущества приказом Минрегиона России от 1 июня 2007 года № 45 утверждено Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома. Согласно подразделу 3.15 «Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме» Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, являющейся приложением к указанному Положению, в нем содержатся рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов как объектов общедомового имущества.
В статье 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что под абонентским почтовым шкафом понимается специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. В силу положений статьи 31 указанного закона абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное установление на первых этажах многоквартирных жилых домов абонентских почтовых шкафов, которые являются общим имуществом многоквартирного дома в силу требований части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, подпункта "д" пункта 2 Правил.
Поскольку абонентские почтовые ящики относятся к общему имуществу многоквартирного дома, такое имущество подлежит содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения. При ненадлежащем состоянии абонентского почтового шкафа в подъезде многоквартирного дома он подлежит восстановлению (ремонту либо замене) управляющей организацией в счет установленной платы за содержание жилых помещений, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Определение состава общего имущества многоквартирного дома регулируется федеральным законодательством.
Таким образом, отсутствие в договоре управления многоквартирным домом упоминания в составе общего имущества абонентского почтового шкафа не освобождает управляющую организацию от обязанности по восстановлению (ремонту либо замене) почтовых ящиков в случае их ненадлежащего технического состояния.

***

Вопрос: Я устроился на работу преподавателем и мне предоставили служебное жилье до 2025 года. Так получилось, что я уже более года не платил за коммунальные услуги. Работодатель заявил, что расторгнет со мной договор найма служебного жилья. Может ли он это сделать только потому, что я не плачу коммунальные услуги?

Ответ: Следует отметить, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения). Согласно части 3 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 ЖК РФ случаях. Исходя из положений статьи 83 ЖК РФ, одним из случаев расторжения договора по требованию наймодателя в судебном порядке является невнесение нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев. Таким образом, поскольку Вами не вносилась плата за жилищно-коммунальные услуги более одного года, у работодателя имеется основание для обращения в суд в целях расторжения с Вами договора найма специализированного жилого помещения.

***

Вопрос: Я являюсь собственником 2/3 доли квартиры, которая мне и моему брату досталась после смерти родителей. Недавно я узнала, что брат продал свою 1/3 доли квартиры третьему лицу. Имел ли он право продавать часть своей доли без моего участия?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается.
Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.
Вместе с тем Ваш брат прежде, чем продать свою долю постороннему лицу, обязан был письменно обратиться с предложением о покупке его доли к Вам с указанием стоимости этой доли.
Поскольку Ваш брат нарушил преимущественное право покупки Вами его доли, Вы имеете право в течение трех месяцев с момента как Вам стало известно об этом, обратиться в суд требованием о переводе на Вас прав и обязанностей того покупателя, которому была продана доля Вашего брата.

***

Вопрос: Какие акты управляющей компании может подписывать Совет многоквартирного дома и лица, уполномоченные собственниками?

Ответ: В соответствии со статьей 16.1 Жилищного кодекса РФ полномочия на подписание актов предоставлены председателю совета многоквартирного дома решением общего собрания собственников. Если в доме не выбран совет многоквартирного дома, то подписание актов общее собрание может делегировать уполномоченному собственнику в доме.
Указанные лица подписывают акты:
- приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Форма акта, утвержденная Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр, не является рекомендованной, а представляет собой, по сути, форму контроля собственников помещений в МКД за выполнением работ по ремонту общего имущества в таком доме.
В акте приводятся:
- наименование вида работ (услуг);
- периодичность (количественный показатель) выполнения работы (оказания услуги);
- единица измерения работы (услуги);
- стоимость (сметная стоимость) за единицу выполненной работы (оказанной услуги);
- цена выполненной работы (оказанной услуги).
- акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Составление таких актов предусмотрено пунктами 15,16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
- акт об установлении наличия или отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета (п. 56 (1)постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);
- акт об отказе предоставить допуск к общему имуществу в помещении потребителя (Письмо Минстроя РФ от 16.01.2019 № 794-АО/06).
- акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения, общему имуществу собственников (п. 152постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Обратите внимание, что в договоре управления, согласованном с управляющей организацией и утвержденном собственниками на общем собрании, могут быть указаны иные акты, которые подписываются обеими сторонами договор.


***

Вопрос: Может ли быть водворен в штрафной изолятор осужденный, который является инвалидом 2 группы?

Ответ: В соответствии со статьей 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не переводятся в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа осужденные, являющиеся инвалидами I группы, а также осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам.

***

Вопрос: Моего родственника осудили условно с испытательным сроком. Как исчисляется испытательный срок и какие органы контролируют условно осужденных?

Ответ: При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей. К осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

***

Вопрос: Какие требования предъявляются к водителю легкового такси?

Ответ: С 01.09.2023 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Требования к водителям легкового такси установлены статьей 12 указанного закона. Так, водителем легкового такси может быть лицо, которое:
1) имеет право на управление транспортными средствами категории "B" в течение трех и более лет;
2) не имеет медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории "B" или медицинских ограничений к управлению такими транспортными средствами;
3) заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, или физическим лицом, которому предоставлено разрешение.
Обратите внимание, что к управлению легковым такси для осуществления перевозок пассажиров и багажа не допускается лицо, которое:
1) было повторно подвергнуто административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством и (или) в виде административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения до истечения одного года со дня окончания предыдущего срока такого административного наказания;
2) не прошло аттестацию на знание расположения на территории субъекта Российской Федерации объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (при наличии), медицинских организаций, объектов образования, спорта, объектов, занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси в случае, если порядок проведения такой аттестации и требования к указанным знаниям установлены законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
3) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, указанных в статье 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или подвергается уголовному преследованию за эти преступления;
4) имеет за период, предшествующий дню осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси, более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, за исключением случаев, если сроки исполнения постановлений о наложении административных штрафов за эти правонарушения истекли в соответствии с КодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
При этом обязанность сообщить перевозчику о наличии указанных обстоятельств возлагается на водителя такси.

***

Вопрос: Через 2 недели будет проводиться медико-социальная экспертиза для рассмотрения вопроса о признании меня инвалидом. Долгое время я лечусь у врача-окулиста, которому очень доверяю. Имею ли я право пригласить на экспертизу данного врача?

Ответ: В соответствии с пунктом 38 Правил признания лица инвалидом (утв. постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588) гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. Таким образом Вы имеете право пригласить специалиста для участия в комиссии.

***

Вопрос: Что разрешено иметь при себе при водворении в специальное помещение?

 Ответ: В соответствии с пунктом 9 Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 301, в задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, обувь (в одном комплекте), носовые платки, предметы личной гигиены и туалетные принадлежности.
 Как следует из пункта 20 вышеуказанного Положения Задержанные лица имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы), столовые предметы, постельное белье и продукты питания от родственников и других лиц, личность которых установлена.
 Передаваемые задержанным лицам вещи, предметы и продукты питания проверяются сотрудником полиции и предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Проверка вещей, предметов и продуктов питания не должна приводить к их порче и невозможности использования по назначению.
 Использование предметов первой необходимости задержанными лицами допускается только под наблюдением сотрудника полиции. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими вещами и предметами, изъятыми у задержанного лица, за исключением подлежащих утилизации использованных предметов личной гигиены и продуктов питания с истекшим сроком годности.
 Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

***

Вопрос: Каких лиц запрещается помещать в специальные помещения полиции?

 Ответ: В соответствии с пунктами 15, 16 Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 301, запрещается размещение в специальных помещениях:
- лиц, с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое», а также лиц, находящихся в тяжелой степени алкогольного или иного вида опьянения;
- лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);
- беременных женщин.
 Указанные лица не размещаются в специальных помещениях при наличии у них справок или заключений, свидетельствующих о болезни или беременности, выданных медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, станцией скорой медицинской помощи или медицинским работником выездной бригады скорой медицинской помощи.
 Не подлежат размещению в специальных помещениях задержанные лица, имеющие при себе детей в возрасте до 14 лет (когда их возраст очевиден либо подтверждается свидетельством о рождении или иными документами), при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

***

Вопрос: Может ли быть предоставлена отсрочка от отбывания наказания осужденному, признанному больным наркоманией? Если да, то в каком порядке и на какой срок возможна отсрочка?

 Ответ: Согласно статьей 178.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 Уголовного кодекса Российской Федерации, признанному больным наркоманией и изъявившему перед судом желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может предоставить отсрочку отбывания наказания до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.
 Исполнение определения суда об отсрочке отбывания наказания возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, в которую направляется копия такого определения.
 Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденного, освобождает его. У осужденного администрацией исправительного учреждения берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в трехдневный срок со дня прибытия.
 Уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за его поведением и прохождением им курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации.
 Порядок осуществления контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
 В случае, если осужденный отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от их прохождения, уголовно-исполнительная инспекция по месту его жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.
 Осужденный считается уклоняющимся от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации, если он, не отказавшись от их прохождения, не посещает или самовольно покинул лечебное учреждение и (или) учреждение медико-социальной реабилитации, либо два раза не выполнил предписания лечащего врача, либо продолжает употреблять наркотические средства или психотропные вещества, систематически употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества, занимается бродяжничеством или попрошайничеством, либо скрылся от контроля уголовно-исполнительной инспекции и его место нахождения не установлено в течение более 30 суток.
 После прохождения осужденным курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации и при наличии ремиссии, длительность которой после окончания лечения и медико-социальной реабилитации составляет не менее двух лет, уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного с учетом заключения врача и поведения осужденного направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания.
 В случае неприбытия осужденного в двухнедельный срок со дня его освобождения из исправительного учреждения в уголовно-исполнительную инспекцию, а также если осужденный скрылся от контроля после постановки его на учет, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, а в случае недостижения результатов направляет материалы для объявления осужденного в розыск. Скрывшийся осужденный может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.


***

Вопрос: Родственник осужден к отбыванию наказания в колонии-поселении. Какие особенности имеются и какие права у осужденных?

 Ответ: В соответствии со статьей 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлены условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях. Так, в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы:
 - содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества;
 - проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения;
 - имеют документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного. Паспорт и другие личные документы осужденных хранятся в их личных делах.
 При этом Осужденным запрещается использовать и хранить на территории колонии-поселения и на объектах, где выполняются работы, предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
 Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения.
 Осужденным разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение.
 При применении к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и не занятым общественно полезным трудом, взыскания в виде запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней им предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов.

***

Вопрос: Мой брат условно был осужден. Какие могут быть последствия при уклонении от назначенного наказания? Что считается уклонением?

 Ответ: В соответствии со статьей 190 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.
 В случае неисполнения условно осужденным указанных в части четвертой статьи 188 УИК РФ требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление. Информация об имеющейся у условно осужденного задолженности по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного преступлением, может представляться потерпевшим в уголовно-исполнительную инспекцию или командованию воинской части.
 При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.
 Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
 Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.


1 2 3 4

Назад

На главную страницу