Вопрос-ответ...
Уважаемые посетители сайта!
В данном разделе публикуются наиболее актуальные и распространенные из задаваемых Уполномоченному по правам человека в Архангельской области вопросы граждан, поступающие в ходе личных приемов, "прямых телефонных линий", "горячих линий" с Уполномоченным в различных СМИ, в электронных и письменных обращениях, а также ответы на них. Надеюсь, что данная рубрика станет для Вас полезной, и размещенная здесь информация поможет Вам защитить Ваши права в случае их нарушения.
***
Вопрос: Имеет ли право потерпевший знать о месте отбывания наказания осужденным к лишению свободы?
Ответ: Да, имеет. В соответствии с частью 21.1 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации потерпевший имеет право получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Для этого потерпевший (его законный представитель, представитель) до окончания рассмотрения судом уголовного дела, а именно до окончания прений сторон, должен обратиться к суду с ходатайством и изъявить желание реализовать свое право на получение такой информации.
***
Вопрос: Проживаю в Архангельске. В подъезде нашего многоквартирного дома окна грязные, с отломанными ручками и трещинами на стеклах. Что обязана делать управляющая организация по содержанию, ремонту окон и как можно на нее повлиять?
Ответ: Управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана в надлежащем состоянии содержать места общего пользования, в том числе и окна в подъездах. К требованиям, которые необходимо соблюдать, в частности относятся:
- должно обеспечиваться исправное состояние окон, нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, периодическая очистка светопрозрачных заполнений;
- влажная протирка подоконников, оконных решеток, мытье окон относятся к работам по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- остекление окон на лестничных клетках должно быть исправно;
- окна лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок;
- разбитые стекла и сорванные створки оконных переплетов, форточек, балконных дверных полотен устраняются: в зимнее время – в течение 1 суток, в летнее время – в течение 3 суток;
- для надлежащего содержания оконных заполнений необходимо регулярно проверять их целостность, плотность притворов, механическую прочность и работоспособность фурнитуры элементов заполнений, при выявлении нарушений в отопительный период необходимо обеспечить незамедлительный ремонт, в остальных случаях – разработать план восстановительных работ (при необходимости), провести их;
- неисправности окон, включая неплотности, разрушение замазки, износ уплотнителей, загнивание элементов, плохую заделку и другие, нужно устранять по мере их накопления, чтобы предотвратить их усугубление;
- окраску оконных переплетов следует возобновлять не реже чем через шесть лет;
- весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона) внутренние и наружные поверхности остекления окон следует очищать от загрязнений;
- при подготовке дома к зиме необходимо устранить неисправности оконных заполнений, утеплить оконные и балконные проемы, заменить разбитые стекла окон.
В целях проведения проверки в части надлежащего содержания организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, оконных блоков в подъезде многоквартирного дома Вы вправе обратиться в управление муниципального жилищного контроля администрации городского округа «Город Архангельск» (г. Архангельск, ул. Воскресенская д. 7), либо направить обращение в электронной форме, например через ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru).
***
Вопрос: Должна ли управляющая компания размещать протоколы общих собраний в электронном виде и как можно с ними ознакомиться?
Ответ: Организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана размещать протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме на сайте ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru).
Эта обязанность возлагается на управляющую организацию в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 10.1 ст. 161), Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (пп. «г» п. 31 Правил), приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Одновременно обращаем внимание, что вышеуказанный совместный приказ утрачивает силу с 01.09.2024 в связи с вступлением в силу приказа Минстроя России от 07.02.2024 № 79/пр «Об установлении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме доступны для просмотра: собственникам помещений в доме, где проводилось голосование; администратору общего собрания собственников; инициатору голосования; организации, осуществляющей деятельность по управлению данным многоквартирным домом; а также органу государственного жилищного надзора, осуществляющего деятельность на территории региона (госжилинспекции).
Для ознакомления с протоколом общего собрания необходимо:
- войти в личный кабинет на портале ГИС ЖКХ (под паролем и логином от портала Госуслуг);
- на главной странице личного кабинета перейти в раздел «Голосование по дому»;
- на странице «Реестр сведений о голосовании» выбрать вкладку «Протоколы общих собраний»;
- заполнить адресные поля, нажать кнопку «Найти» (в блоке результатов поиска отобразятся записи, соответствующие критериям поискового запроса);
- для просмотра протокола нажать на его наименование или выбрать пункт выпадающего меню «Просмотреть».
В то же время, если протоколы общих собраний организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, в ГИС ЖКХ не размещены, Вы вправе обратиться в государственную жилищную инспекцию Архангельской области с заявлением для проведения соответствующих контрольных (надзорных) мероприятий и принятия мер к виновным лицам.
***
Вопрос: Имеет ли участник специальной военной операции право на получение бесплатной юридической помощи?
Ответ: В 2023 г. в Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» были внесены изменения, существенно расширившие перечни категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. В перечень граждан, имеющих возможность воспользоваться правом на получение бесплатной правовой помощи, вошли такие категории лиц, как:
- граждане, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах РФ, граждане, находящиеся (находившиеся) на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии РФ, в воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, государственной охраны, военной прокуратуры, военных следственных органах СК РФ, федеральных органах обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ при условии их участия в СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию России, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе РФ и приграничных территориях субъектов РФ, прилегающих к районам проведения СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, находящиеся (находившиеся) на указанных территориях служащие (работники) правоохранительных органов РФ, граждане, выполняющие (выполнявшие) служебные и иные аналогичные функции на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;
- граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ, при условии их участия в СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию РФ, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе РФ и приграничных территориях субъектов РФ, прилегающих к районам проведения СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, граждане, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, при условии их участия в СВО на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;
- лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти ДНР, ЛНР участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР начиная с 11.05.2014, а также члены семей указанных лиц.
***
Вопрос: Вправе ли гражданин Украины находиться в Российской Федерации без ограничения срока и работать, не имея соответствующие разрешительные документы?
Ответ: Да, в соответствии с Указом Президента РФ от 22.04.2024 № 28, для граждан Украины и лиц, состоявших в гражданстве Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, сохраняется право нахождения на территории Российской Федерации без ограничения срока пребывания и осуществления трудовой деятельности без разрешительных документов, при условии прохождения ими дактилоскопической регистрации, фотографирования и медицинского освидетельствования. После прохождения названных процедур территориальными органами МВД России выдается гражданам соответствующий документ, оформленный на бланке установленного образца ("зеленая карта").
***
Вопрос: В какой срок и как можно обжаловать решение миграционной службы по вопросу гражданства Российской Федерации, если я не согласен с ним?
Ответ: в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" решения по вопросам гражданства Российской Федерации, действия (бездействие) органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и их должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации, действий (бездействия) территориальных органов МВД России и их должностных лиц в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу осуществляется в соответствии со статьей 38 Федерального закона, настоящим Положением и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом МВД России.
Любое лицо вправе обжаловать решение по вопросам гражданства Российской Федерации, действие (бездействие), связанное с рассмотрением вопросов гражданства Российской Федерации, которое принято или совершено территориальным органом МВД России или его должностным лицом, если таким решением или действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Жалоба подается в течение трех месяцев:
а) со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
б) со дня истечения установленного законодательством Российской Федерации или настоящим Положением срока принятия территориальным органом МВД России или его должностным лицом решения по вопросам гражданства Российской Федерации или срока совершения действия.
***
Вопрос: Наш дом признали аварийным. Нужно ли платить взносы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также уплачивать взносы на капитальный ремонт?
Ответ: В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не уплачиваются. Однако от обязанности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома жильцы не освобождаются.
В силу части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме. Кроме того, согласно ст. 174 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений многоквартирного дома в случае признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции могут принять решение об использовании средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома.
Что касается содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, то в действующем законодательстве нет нормы, предусматривающей основания для освобождения от несения соответствующих расходов в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Управляющая компания или товарищество собственников жилья в данном случае осуществляет текущий ремонт (который, в отличие от капитального ремонта, направлен на поддержание устойчивости и надежности дома путем устранения неисправностей отдельных элементов, оборудования и инженерных систем дома), а также работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома (такие, как уборка помещений общего пользования, приобретение электрической энергии, потребляемой при использовании общего имущества многоквартирного дома, содержание и уход за элементами благоустройства и т.д.). Таким образом, проведение работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома в случае признания его аварийным продолжается и обязанность осуществлять оплату таких услуг сохраняется за жильцами.
***
Вопрос: Какие многоквартирные дома могут быть включены в границы комплексного развития территории жилой застройки?
Ответ: Критерии, позволяющие включать в границы комплексного развития территории жилой застройки многоквартирные дома определены в статье 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К ним относятся:
1) многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
2) многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Такие критерии устанавливаются исходя из одного или нескольких следующих требований:
а) физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом Российской Федерации значение;
б) совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов многоквартирных домов и внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
в) многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом Российской Федерации, по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;
г) многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Порядок признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
д) в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом Российской Федерации.
В Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 30.06.2021 № 326-пп «О комплексном развитии территорий в Архангельской области» также утверждены критерии, которым должны соответствовать многоквартирные дома, не признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и расположенные в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется комплексное развитие территории. Это дома, соответствующие одному или нескольким критериям:
1) многоквартирные дома, построенные до 1975 года включительно по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий, включая:
а) бараки деревянные вне зависимости от этажности (в том числе имеющие утепленные фасады);
б) малоэтажные многоквартирные дома до четырех этажей включительно, имеющие деревянные перекрытия (в том числе по металлическим балкам), со следующими материалами стен: дерево, камень, кирпич, панельный, с наружной системой утепления;
в) панельные 5-этажные, кирпичные 5-этажные с деревянными перекрытиями;
2) многоквартирные дома до пяти этажей, физический износ основных конструктивных элементов которых (крыша, стены, фундамент) превышает 70 процентов согласно заключению специализированной организации;
3) многоквартирные дома, признанные в установленном порядке находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии;
4) многоквартирные дома, в которых отсутствует холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
5) совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов многоквартирного дома и внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает совокупную стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенную исходя из размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.***
Вопрос: Мой муж отбывает наказание в колонии, имеет хронические заболевания. Возможно ли ему пройти профилактический медицинский осмотр, отбывая наказание в исправительном учреждении?
Ответ: в соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно пункту 170 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 медицинские осмотры, диспансерное наблюдение и диспансеризация осужденных к лишению свободы осуществляются в соответствии со статьей 46 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан. Прибытие осужденных к лишению свободы в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы для проведения медицинского осмотра организует администрация исправительного учреждения.
В соответствии с пунктом 31 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.***
Вопрос: Во время отбытия наказания в 1987 – 1989 годах я был трудоустроен и работал в исправительной колонии. Будет ли засчитан в общий трудовой стаж (для оформления пенсии) период работы во время отбытия наказания?
Ответ: основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР от 18.12.1970 (утратил силу с 01.07.1997 в связи с введением в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) время работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж. Учет проработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится ею по итогам календарного года.
При этом согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 25.06.1992 № 2989-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» принятая этим Законом в новой редакции часть 6 статьи 38 ИТК РСФСР вступила в силу с 01.09.1992. С указанной даты исправительно-трудовые учреждения ведут учет работы осужденных.
Обратной силы данная норма не имеет и время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы может быть засчитано в страховой стаж для определения права на страховую (трудовую) пенсию и в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав не ранее чем с 01.09.1992. Данная позиция подтверждена Определением Верховного суда Российской Федерации от 10.12.2004 № 81-В04-18.
Следует также отметить, что в соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.08.1992 № ЮИ-8/158-ИН согласно действующему пенсионному законодательству оплата за работу, засчитываемую в трудовой стаж, учитывается в составе заработка, из которого исчисляется пенсия. В связи с этим с 01.09.1992 в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, работодатели - исправительно - трудовые учреждения, предприятия и организации, использующие труд лиц, осужденных к лишению свободы или к исправительным работам, обязаны уплачивать страховые взносы в установленных размерах.***
Вопрос: Я являюсь взыскателем по исполнительному листу. Судебные приставы-исполнители не нашли должника, исполнительное производство окончили и вернули мне исполнительный лист. Могу ли я заново подать заявление о возбуждении исполнительного производства на основании того же исполнительного листа?
Ответ: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что исполнительный лист возвращается взыскателю в случае отказа в возбуждении исполнительного производства, а также в случае окончания исполнительного производства, взыскание по которому не производилось или произведено частично.
В то же время извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу не является препятствием для его повторного предъявления к исполнению в пределах установленных статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сроков (часть 4 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В частности, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.***
Вопрос: Моя квартира расположена по соседству с продовольственным магазином. Установленное в нем холодильное оборудование издает сильный шум и вибрацию, особенно в ночное время. Это негативно отражается на моем самочувствии и состоянии здоровья. Обращения к руководству торговой точки результата не принесли. Куда я могу обратиться по вопросу соблюдения моих прав на благоприятные условия проживания?
Ответ: Согласно положениям статей 2, 8, 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; а также посредством федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При этом граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также право обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Должно быть обеспечено соблюдение уровней физических факторов (шум, вибрация) воздействия на жителей жилого дома в соответствии с гигиеническими нормативами, создающими безопасные для человека условия труда, быта и отдыха.
Таким образом, учитывая указанные Вами обстоятельства, в сложившейся ситуации целесообразно обратиться с письменным заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области либо его территориальный отдел (Вельский, Котласский, Коряжемский, Новодвинский, Северодвинский, Пинежский, Плесецкий отделы). К числу полномочий указанного надзорного органа отнесено, в том числе право организации и проведения проверок, применения мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, предъявления исков в суд о прекращении противоправных действий организаций, индивидуальных предпринимателей и др.***
Вопрос: Приобрела в аптеке дорогое лекарство, а придя домой обнаружила, что взяла лекарство не с той дозировкой. Обратилась в тот же день в аптеку с просьбой обменять на препарат нужной дозировки, упаковка была не вскрыта, чек сохранен, однако получила отказ. Правомерно ли это?
Ответ: В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Право на такой обмен может быть реализовано в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня возврата указанного товара.
В то же время надо учитывать, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 утверждены Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, а также перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
В данный перечень включены, в том числе лекарственные препараты. В этой связи отказ сотрудника аптеки в обмене на лекарство другой дозировки, является правомерным.
***
Вопрос: являюсь пенсионером. Мне соседка рассказала, что с этого года отменили комиссию по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе для пенсионеров. При этом при оплате услуг ЖКХ в банке с меня взяли эту комиссию. Законно ли это?
Ответ: Действительно Федеральным законом от 19.12.2023 № 602-ФЗ внесены изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми установлено, что не взимается комиссия за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пени за несвоевременное и неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке. Перечень таких лиц установлен Правительством Российской Федерации.
Указанные изменения вступят в силу с 1 июля текущего года и после этой даты банкам, платежным агентам (за исключением организаций федеральной почтовой связи) запрещается взимать денежные средства за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также пеней при несвоевременной оплате.***
Вопрос: Какие категории граждан были освобождены от уплаты государственной пошлины в связи с изменениями в законодательстве?
Ответ: Федеральным законом от 22.04.2024 № 88-ФЗ внесены изменения в статьи 333.35 и 333.38 части второй Налогового кодекса РФ.
Данными поправками предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации, национального водительского удостоверения взамен утраченного или пришедшего в негодность, ряда лиц, принимающих участие в СВО, обеспечивающих выполнение задач в ходе СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областей, в том числе:
- военнослужащих, включая мобилизованных и лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы;
- лицам, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, войска нацгвардии РФ.
Освобождены от уплаты государственной пошлины при регистрации права собственности в органах Росреестра наследники недвижимого имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям, погибших (умерших) вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, которые получены при обстрелах, взрывах или разрушениях со стороны вооруженных формирований Украины или террористических актов.
К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения, контузии, заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами.
Также предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании имущества лиц, погибших (умерших) вследствие обстрелов, взрывов или разрушений со стороны Украины и террористических актов.
Актуализированы положения Налогового кодекса РФ, предусматривающие льготы по уплате госпошлины, в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 04 января 2024 года № 11 «Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации» по вопросам приема в гражданство РФ в упрощенном порядке.***
Вопрос: Каким образом осужденному можно обратиться для условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания? Может ли обратиться представитель осужденного?
Ответ: Порядок обращения с ходатайством и направления представления об освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания установлен в соответствии со статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание.
Администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание, не позднее чем через 15 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, о возмещении причиненного преступлением вреда, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения.
Осужденный, которому неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Ходатайство о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором он отбывает наказание. Администрация такого учреждения или органа не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления.
Администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание, в соответствии с частью четвертой статьи 113 УИК РФ вносит в суд представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении положительно характеризующегося осужденного. В представлении о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением.
В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания повторное внесение в суд соответствующего ходатайства или представления может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе.
Отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Условно-досрочно освобожденные и осужденные к ограничению свободы или принудительным работам в порядке замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, если они были направлены в исправительные учреждения, исправительные центры в случаях, предусмотренных законом, могут вновь обращаться с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо быть представлены к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отмене условно-досрочного освобождения либо о замене более мягкого вида наказания лишением свободы.
***
Вопрос: Мой родственник отбывает наказание в колонии. Могут ли его привлечь к материальной ответственности и за что?
Ответ: В соответствии со статьей 102 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в случае причинения во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам осужденные к лишению свободы несут материальную ответственность: за ущерб, причиненный при исполнении осужденными трудовых обязанностей, - в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде; за ущерб, причиненный иными действиями осужденных, - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.***
Вопрос: Какие особенности содержания под стражей несовершеннолетних?
Ответ: В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством Российской Федерации.
Ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.
При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе.
Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для самообразования, с ними проводится культурно-воспитательная работа, им оказывается социальная и психологическая помощь, а также помощь в получении начального общего, основного общего, среднего общего образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках сверх норм, предусмотренных статьей 25 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
***
Вопрос: Какие особенности содержания под стражей женщин?
Ответ: В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до четырех лет. Норма санитарной площади в камере на каждого ребенка в возрасте до четырех лет, находящегося вместе с матерью, устанавливается в размере не менее четырех квадратных метров.
В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется оказание медицинской помощи соответствующего вида и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством Российской Федерации.
Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей.
К беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение в карцер.
В случае необходимости администрация места содержания под стражей может возбуждать в установленном законом порядке ходатайство о временной передаче ребенка родственникам или иным лицам либо в детское учреждение.
***
Вопрос: Каким образом можно оформить электронный сертификат на приобретение подгузников родственнику-инвалиду и как им воспользоваться?
Ответ: Электронный сертификат – это удобный способ получения государственной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации (ТСР) людей с инвалидностью. Электронный сертификат дополняет, а не заменяет существующие способы обеспечения ТСР. Этот способ расширяет возможности выбора ТСР и упрощает процедуру их получения. Такой сертификат позволяет приобрести необходимое ТСР самостоятельно. Главное условие – изделие должно быть прописано в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).
Сертификат содержит информацию о виде изделия, которое можно приобрести и о периоде его действия. В нем также указывается количество ТСР, которые можно приобрести с его помощью, и максимальная стоимость ТСР, покупку которого можно оплатить без использования дополнительных средств. Социальный фонд России, оценивая стоимость ТСР, использует данные о последнем исполненном государственном контракте на аналогичное изделие.
Электронный сертификат представляет собой запись в реестре, которая привязана к номеру банковской карты МИР. Деньги напрямую на карту не переводятся, а резервируются в Федеральном казначействе. Привязка к карте МИР необходима для идентификации владельца электронного сертификата при покупке ТСР и последующего перевода денег из казначейства продавцу. Если стоимость изделия превышает сумму сертификата, доплатить разницу можно собственными средствами.
Для оформления электронного сертификата можно заполнить заявление на портале Госуслуг (при наличии подтвержденной учетной записи), в МФЦ, на личном приеме в территориальном отделении СФР по месту жительства или направить заявление и нотариально заверенные копии документов почтовым отправлением. Для подачи заявления потребуются: данные паспорта, дата выдачи ИПРА и реквизиты карты МИР, выпущенной любым банком, для привязки к ней электронного сертификата. При личной подаче в МФЦ или отделении СФР необходимо представить паспорт гражданина (свидетельство о рождении ребенка до 14 лет), ИПРА необходимо представить, если она была разработана ранее 2016 года. Если заявление подает представитель гражданина, то необходимо предъявить документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие его полномочия.
Воспользоваться электронным сертификатом можно как в стационарных торговых точках, так и онлайн-магазинах. Список магазинов, принимающих электронные сертификаты, размещен на сайте ГИС «Электронные сертификаты» (https://ecert.gov.ru).
В Архангельской области по вопросам оформления электронного сертификата на ТСР можно обратиться в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОСФР по Архангельской области и НАО, 163000, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 28, телефон горячей линии: 8 (800) 200-01-16) и клиентские службы СФР по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.
***
Вопрос: Какой орган или комиссия может признать человека недееспособным?
Ответ: Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным могут члены его семьи, близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) независимо от совместного с ним проживания, органы опеки и попечительства, медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь, или стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами.
В порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина судья на основании статьи 283 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.
Над гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, устанавливается опека. Опекун в силу закона является представителем и совершает от имени подопечного все сделки и несет гражданско-правовую ответственность за совершение этих сделок и за причинение этим гражданином вреда (статьи 29 и 1076 Гражданского кодекса Российской Федерации). Опекуны выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (статья 31 Гражданского кодекса Российской Федерации).
***
Вопрос: Соседка пожилого возраста проживает она, родственников у нее в городе Архангельске нет. Я периодически помогаю ей по хозяйству, но постоянно оказывать помощь не могу. Куда и в какие соцслужбы она может обратиться для получения помощи на дому?
Ответ: До 1 января 2024 года признанием граждан нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе на дому, и составлением индивидуальных программ предоставления социальных услуг (ИППСУ) занимались государственные организации социального обслуживания граждан, например ГБУ СОН АО «Архангельский КЦСО».
С 1 января 2024 года полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление ИППСУ перешли к ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения».
Таким образом, для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления ИППСУ гражданину или его представителю необходимо обратиться с заявлением в отделение социальной защиты по месту жительства (пребывания). Контактная информация отделений социальной защиты населения указана на сайте: https://соцзащита29.рф/otdeleniya.
В течение 3 рабочих дней со дня регистрации запроса заявителя специалисты социальной защиты населения производят обследование условий жизнедеятельности гражданина, а не позднее 10 рабочих дней со дня обращения гражданину выдается ИППСУ.
После получения ИППСУ гражданин вправе обратиться к поставщикам социальных услуг и заключить договор на социальное обслуживание. Реестр поставщиков социальных услуг размещен на интерактивном портале социальной защиты населения Архангельской области (https://social.arhzan.ru). В указанный реестр включены как государственные поставщики (психоневрологические интернаты, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения социального обслуживания семей, комплексные центры социального обслуживания, оказывающие предоставление социального обслуживания на дому), так и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
***
Вопрос: Какие документы, кроме паспорта, могут удостоверить личность гражданина при голосовании в день выборов?
Ответ: Документ, заменяющий паспорт гражданина - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме»), на территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При предъявлении гражданином (в случае отсутствия паспорта) одного из указанных документов, он вправе участвовать в голосовании в день выборов.
***
Вопрос: Может ли гражданин, находящийся на территории Архангельской области, и не имеющий регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, проголосовать на выборах Президента Российской Федерации?
Ответ: В целях реализации избирательных прав граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, Избирательная комиссия Архангельской области, исходя из принципа целесообразности, своим решением определяет уже образованные избирательные участки для голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства. На выборах Президента Российской Федерации такие участки определены постановлением Избирательной комиссии Архангельской области от 10.01.2024 № 91-620/7 «О голосовании на территории Архангельской области избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, на выборах Президента Российской Федерации». Основанием для включения избирателя в список избирателей на избирательном участке, определенном для голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, является его личное письменное заявление, поданное в участковую избирательную комиссию не позднее чем в дни голосования.
***
Вопрос: Каковы действия избирателя, если его не оказалось в списке избирателей?
Ответ: В данном случае гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей. Комиссия обязана проверить сообщенные сведения и представленные документы и либо устранить ошибку, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Эти действия должны быть совершены в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования. Если заявитель не согласен с решением комиссии, он вправе обжаловать его в вышестоящую комиссию или в суд.
***
Вопрос: Что является систематическим нарушением общественного порядка при условном осуждении?
Ответ: В соответствии с частью 5 статьи 190 УИК РФ систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
***
Вопрос: Какая ответственность наступает у условно осужденного гражданина при уклонении им от исполнения возложенных на него судом обязанностей?
Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 190 УИК РФ при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.
Вместе с тем частью 4 вышеуказанной статьи установлено, что если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
***
Вопрос: Каким образом возможно проведение медико-социальной экспертизы гражданина, осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в местах лишения свободы, с личным присутствием?
Ответ: В пункте 32 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 (далее соответственно – постановление № 588, Правила), определены случаи проведения медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, одним из которых является наличие в направлении на медико-социальную экспертизу сведений о соответствующем предпочтении гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
В соответствии с пунктом 34 Правил медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится:
а) в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) при явке гражданина в бюро (главное бюро, Федеральное бюро);
б) по месту нахождения гражданина, если он не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением врачебной комиссии медицинской организации;
в) по месту нахождения гражданина в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
г) по месту нахождения гражданина в исправительном учреждении, где гражданин отбывает наказание;
д) по месту нахождения гражданина в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях.
Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы утверждены Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 (далее - Порядок).
В случае если осужденный не может быть доставлен в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы по состоянию здоровья, соответствующее заключение медицинской организации уголовно-исполнительной системы направляется в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы вместе с соответствующими медицинскими документами, и ему сообщается о месте, где может быть проведена медико-социальная экспертиза (пункт 8 Порядка).
Администрация исправительного учреждения обеспечивает доставление осужденного к месту проведения медико-социальной экспертизы (осмотра). При проведении медико-социальной экспертизы в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы осужденный на период проведения медико-социальной экспертизы может быть переведен в другое исправительное учреждение либо направлен в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы (пункт 9 Порядка).
При проведении освидетельствования или переосвидетельствования осужденных в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы администрацией исправительного учреждения обеспечиваются охрана и надзор за указанными лицами в целях обеспечения безопасности работников федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также иных лиц (пункт 17 Порядка).
С учетом изложенного проведение медико-социальной экспертизы гражданина, осужденного к лишению свободы и отбывающего в местах лишения свободы, с личным присутствием может проводиться в бюро (главном бюро, Федеральном бюро), куда администрация исправительного учреждения обеспечивает доставление осужденного, по месту нахождения гражданина, если он не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации уголовно-исполнительной системы, по месту нахождения гражданина в исправительном учреждении либо по месту нахождения гражданина в медицинской организации уголовно-исполнительной системы.
(по материалам письма Минтруда России от 2 марта 2023 г. № 13-4/В-400)
***
Вопрос: Возможно ли трудоустройство граждан, у которых отсутствует документ воинского учета? Обязана ли организация сообщать в военкомат о приеме на работу работника, не представившего документы воинского учета?
Ответ: Законодательством Российской Федерации обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ документы воинского учета при заключении трудового договора предъявляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Именно эти категории граждан подлежат воинскому учету в организациях (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства.
Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Однако в этом случае работодатель, в соответствии с подпунктом "г" пункта 30 вышеуказанного Положения, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета. В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в двухнедельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять.
(по материалам письма Минтруда России от 29.09.2023 № 14-6/ООГ-6134)
***
Вопрос: Может ли быть предоставлена отсрочка уплаты уголовно штрафа?
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) уплата штрафа может быть отсрочена или рассрочена на срок до пяти лет, если немедленная уплата его является для осужденного невозможной.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора») ходатайство о рассрочке уплаты штрафа (часть 2 статьи 398 УПК РФ), если этот вопрос не решен в приговоре, рассматривается в порядке, установленном статьей 399 УПК РФ. При этом суд проверяет доводы осужденного о том, что единовременная уплата штрафа для него невозможна. С этой целью суд заслушивает объяснения осужденного, если тот участвует в судебном заседании, объяснения других участвующих в деле лиц, мнения судебного пристава-исполнителя и прокурора (если он участвует в судебном заседании) и исследует представленные материалы.
В решении об удовлетворении ходатайства осужденного о рассрочке уплаты штрафа указываются период рассрочки и суммы ежемесячных выплат.