Уполномоченным по правам человека в Архангельской области Л. Анисимовой подведены итоги рейтинговой оценки соблюдения прав человека в учреждениях УФСИН за I полугодие 2015 года

      Уполномоченным по итогам I полугодия 2015 года продолжена рейтинговая оценка деятельности учреждений УФСИН России по Архангельской области по соблюдению прав содержащихся в них лиц (далее – рейтинг). Напомним, что началом этого проекта стал рейтинг по итогам I полугодия 2013 года, с результатами которого можно ознакомиться здесь. На нашем сайте размещены также результаты рейтинговой оценки за I полугодие 2014 года и II полугодие 2014 года.
      Целью рейтинга является ранжирование учреждений УФСИН России по Архангельской области, исходя из критериев соблюдения законодательно установленных прав осуждённых, обвиняемых и подозреваемых, взаимодействия учреждений с институтами гражданского общества и их прозрачности для гражданского контроля.
      Уполномоченным проведена рейтинговая оценка 20 пенитенциарных учреждений, функционировавших на территории Архангельской области в I полугодии 2015 года. Они сгруппированы в зависимости от категории учреждения и контингента содержащихся в них лиц: 10 исправительных колоний (общего, строго и особого режимов); 4 колонии–поселения; 4 следственных изолятора; лечебные учреждения. Итоги за январь-июнь 2015 года подведены с использованием интегральной оценки, рассчитанной методом математического преобразования и сопоставления двух групп показателей:

  • 1 группа – показатели, основанные на практике взаимодействия Уполномоченного с учреждениями уголовно–исполнительной системы на территории Архангельской области;
  • 2 группа – показатели, характеризующие практику реализации в учреждениях уголовно–исполнительной системы норм действующего законодательства Российской Федерации.

      При осуществлении рейтинговой оценки за I полугодие 2015 года применялись те же принципы и методика оценки, как и при формировании рейтингов за предыдущие периоды.
      Результатом рейтинговой оценки стал ранжированный список учреждений УФСИН России по Архангельской области. Место того или иного учреждения определено в зависимости от итогового рейтингового балла, полученного в результате анализа интегральных показателей обеих групп. При этом предельно возможное количество баллов, соответствующее максимально высоким оценка каждого из показателей, исходя из применявшейся методики и перечня использованных показателей, составляет:

  • для исправительных колоний и колоний–поселений – 145 баллов;
  • для следственных изоляторов и лечебных учреждений – 135 баллов.

      Анализируя итоги рейтинга в целом, Уполномоченный считает корректным ранжирование пенитенциарных учреждений в пределах выделенных групп – исправительные колонии, колонии–поселения, следственные изоляторы, лечебные учреждения, поскольку сопоставление между собой учреждений, изначально отличающихся как режимом отбывания наказания, так и контингентом содержащихся в них лиц, не может привести к получению объективного результата.
      Подведение итогов рейтинговой оценки и сопоставление их с результатами за I и II полугодия 2013 года, I и II полугодия 2014 года выявило как положительную, так и отрицательную динамику показателей по отдельным учреждениям уголовно-исполнительной системы, расположенным на территории Архангельской области.
      Анализ представленных результатов показывает, что в ранжировании учреждений УФСИН по сравнению со II половиной 2014 года принципиальных изменений в рейтинге не произошло, однако, некоторые учреждения УФСИН продемонстрировали как повышение, так и снижение рейтингового балла.
      Прежде всего, следует отметить общее повышение рейтинговой оценки учреждений УФСИН. Это вызвано в первую очередь изменением состава показателей из-за оптимизации классификатора базы данных Уполномоченного, предусматривающей объединение двух показателей. Вместе с тем следует отметить, что практически по всем исправительным учреждениям  сложился достаточно высокий рейтинговый балл по показателю «Обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН, вещевым довольствием по сезону», в исправительных учреждениях обеспечены в среднем 99,1 % осужденных.

Результаты рейтинга


№№ пп

Наименование учреждения

Рейтинговый балл

Исправительные колонии

1

ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области

128,5

2

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области

111,5

3

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области

108,5

4

ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области

108,0

5

ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области

104,5

6

ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области

93,5

7

ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области

93,0

8

ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Архангельской области

80,5

9

ИК-28 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области

78,5

10

ИК-21 ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области

58,5

 

 

Колонии–поселения

1

КП–23 ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области

121,5

2

ФКУ КП–3 УФСИН России по Архангельской области

114,5

3

ФКУ КП–19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области

105,5

4

КП–27 ФКУ ОИУ ОУХД–2 УФСИН России по Архангельской области

88,5

Следственные изоляторы

1

ФКУ СИЗО–1 УФСИН России по Архангельской области

103,5

2

ФКУ СИЗО–2 УФСИН России по Архангельской области

101,5

3

ФКУ СИЗО–4 УФСИН России по Архангельской области

100,5

4

ФКУ СИЗО–3 УФСИН России по Архангельской области

99,5

Лечебные учреждения

1

ФКУ ЛИУ–8 УФСИН России по Архангельской области

123,5

2

ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области

91,5

            

      Категорию «Исправительные колонии», как и в предыдущие периоды, возглавляет с наибольшей рейтинговой оценкой ИК-14. Повысилась рейтинговая оценка ИК-1, в результате чего позиция указанного учреждения в ранжированном списке изменилась с 3-й на 2-ю. Завершает тройку лидеров по рейтинговой оценке ИК-5.
      Рейтинговая оценка ИК-7, составлявшая по итогам II полугодия 2014 года 73,0 балла по итогам анализируемого периода возросла до 108,0. Заметно снизилась рейтинговая оценка ИК–4 – с 6-го места рейтинговой системы во II полугодии 2014 года до 8-го в I полугодии 2015 года. Заметное снижение рейтинговой оценки переместило ИК-12 на 6-ю позицию ранжированного списка.
      По результатам I полугодия 2015 года наиболее низкие рейтинговые баллы получили, к сожалению, уже традиционно, помимо ИК-21, ещё два учреждения: ИК–16 и ИК–28. Основной причиной столь низких показателей является практически полная «непрозрачность» этих учреждений для гражданского контроля, многочисленные жалобы, поступающие Уполномоченному как от самих осужденных, так и от их родственников и правозащитных организаций в связи с систематическими нарушениями порядка отправки корреспонденции в адрес Уполномоченного.
      Так, например, из 16 письменных обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в защиту прав осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК–16 УФСИН России по Архангельской области, 13 обращений, отправленных осуждённым непосредственно из колонии, поступило по вопросам оказания медицинской помощи, социальной адаптации и по вопросу обжалования решений суда.
      Остальные письменные обращения, темой которых были, в том числе обжалование действий администрации ИК–16, условия содержания осуждённых, поступили либо в защиту осуждённых от родственников и иных лиц, либо были отправлены осуждёнными в период их пребывания в других пенитенциарных учреждениях.
      В I половине 2015 года рейтинговая оценка ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области остается достаточно низкой. Не только не снижается, но и напротив – имеет тенденцию к росту количество обращений, касающихся условий содержания, медицинского обеспечения, поступающих из указанного учреждения.
      Рейтинговая оценка СИЗО-1 и СИЗО-2 повысилась по сравнению с показателями II полугодия 2014 года. Более высокий рейтинговый балл в анализируемый период продемонстрировало СИЗО-4. Улучшение позиций указанных учреждений в ранжированном списке произошло за счет снижения количества нарушений законодательно установленного порядка отправки корреспонденции в адрес Уполномоченного лицами, содержащимися в этих следственных изоляторах.
      Считаю необходимым подчеркнуть, что соблюдение установленного законодательством права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на обращение и порядка отправки из пенитенциарных учреждений корреспонденции указанных лиц в адрес Уполномоченного находится в сфере особого внимания Уполномоченного как при осуществлении контроля за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных в целом, так и при проведении рейтинговой оценки.
      С удовлетворением следует отметить, что в I полугодии 2015 года практически не отмечалось фактов отправки корреспонденции подозреваемых, обвиняемых, осужденных в адрес Уполномоченного с цензурой (в открытых пакетах) и с нарушением срока передачи оператору связи. Однако жалобы на неотправку корреспонденции в адрес Уполномоченного, к сожалению, продолжали поступать.
      Уполномоченный выражает УФСИН России по Архангельской области благодарность за предоставленную информацию, использованную при проведении рейтинговой оценки, а также надежду на дальнейшее сотрудничество в этой сфере.

Назад

На главную страницу