Уполномоченным по правам человека в Архангельской области Л. Анисимовой подведены итоги рейтинговой оценки соблюдения прав человека в учреждениях УФСИН за II полугодие 2014 года

      Уполномоченным по итогам II полугодия 2014 года продолжена рейтинговая оценка деятельности учреждений УФСИН России по Архангельской области по соблюдению прав содержащихся в них лиц (далее – рейтинг). Напомним, что началом этого проекта стал рейтинг по итогам I полугодия 2013 года, с результатами которого можно ознакомиться здесь. На нашем сайте размещены также результаты рейтинговой оценки за II полугодие 2013 года и I полугодие 2014 года.
      Целью рейтинга является ранжирование учреждений УФСИН России по Архангельской области, исходя из критериев соблюдения законодательно установленных прав осуждённых, обвиняемых и подозреваемых, взаимодействия учреждений с институтами гражданского общества и их прозрачности для гражданского контроля.
      Уполномоченным проведена рейтинговая оценка 20 пенитенциарных учреждений, функционировавших на территории Архангельской области во II полугодии 2014 года. Они сгруппированы в зависимости от категории учреждения и контингента содержащихся в них лиц: 10 исправительных колоний (общего, строго и особого режимов); 4 колонии–поселения; 4 следственных изолятора; лечебные учреждения. Итоги за июль-декабрь 2014 года подведены с использованием интегральной оценки, рассчитанной методом математического преобразования и сопоставления двух групп показателей:

  • 1 группа – показатели, основанные на практике взаимодействия Уполномоченного с учреждениями уголовно–исполнительной системы на территории Архангельской области;
  • 2 группа – показатели, характеризующие практику реализации в учреждениях уголовно–исполнительной системы норм действующего законодательства Российской Федерации.

При осуществлении рейтинговой оценки за II полугодие 2014 года применялись те же принципы и методика оценки, как и при формировании рейтингов за предыдущие периоды.
      Результатом рейтинговой оценки стал ранжированный список учреждений УФСИН России по Архангельской области. Место того или иного учреждения определено в зависимости от итогового рейтингового балла, полученного в результате анализа интегральных показателей обеих групп. При этом предельно возможное количество баллов, соответствующее максимально высоким оценка каждого из показателей, исходя из применявшейся методики и перечня использованных показателей, составляет:

  • для исправительных колоний и колоний–поселений – 150 баллов;
  • для следственных изоляторов и лечебных учреждений – 140 баллов.

      Анализируя итоги рейтинга в целом, Уполномоченный считает корректным ранжирование пенитенциарных учреждений в пределах выделенных групп – исправительные колонии, колонии–поселения, следственные изоляторы, лечебные учреждения, поскольку сопоставление между собой учреждений, изначально отличающихся как режимом отбывания наказания, так и контингентом содержащихся в них лиц, не может привести к получению объективного результата.
      Подведение итогов рейтинговой оценки и сопоставление их с результатами за I и II полугодия 2013 года, I полугодия 2014 года выявило как положительную, так и отрицательную динамику показателей по отдельным учреждениям уголовно-исполнительной системы, расположенным на территории Архангельской области.
      Анализ представленных результатов показывает, что в ранжировании учреждений УФСИН по сравнению с I половиной 2014 года произошли заметные, а в некоторых случаях – принципиальные изменения.
      Прежде всего, следует отметить общее снижение рейтинговой оценки учреждений УФСИН. Это вызвано в первую очередь изменением состава показателей из-за оптимизации классификатора базы данных Уполномоченного, предусматривающей объединение двух показателей. Вместе с тем следует отметить, что практически по всем исправительным учреждениям значительно ниже сложился рейтинговый балл по показателю «Обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН, вещевым довольствием по сезону», т.к. зимней одеждой и обувью, в частности – валенками, в исправительных учреждениях обеспечены в среднем лишь 87,1 % осужденны
х.

Результаты рейтинга


№№ пп

Наименование учреждения

Рейтинговый балл

Исправительные колонии

1

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области

92,5

2

ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области

89,0

3

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области

76,0

4

ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области

73,0

5

ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области

72,5

6

ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области

70,5

7

ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области

62,5

8

ФКУ ИК-16 ОУХД УФСИН России по Архангельской области

37,0

9

ИК-28 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области

32,5

10

ИК-21 ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области

23,5

 

 

Колонии–поселения

1

КП–23 ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области

115,5

2

ФКУ КП–3 УФСИН России по Архангельской области

95,5

3

ФКУ КП–19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области

50,5

Следственные изоляторы

1

ФКУ СИЗО–1 УФСИН России по Архангельской области

110,5

2

ФКУ СИЗО–4 УФСИН России по Архангельской области

108,5

3

ФКУ СИЗО–2 УФСИН России по Архангельской области

108,0

4

ФКУ СИЗО–3 УФСИН России по Архангельской области

92,5

Лечебные учреждения

1

ФКУ ЛИУ–8 УФСИН России по Архангельской области

114,5

2

ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области

72,5

      

      Категорию «Исправительные колонии», как и в предыдущие периоды, возглавляют с наибольшей рейтинговой оценкой ИК–5 и ИК-14. Повысилась рейтинговая оценка ИК-1, в результате чего позиция указанного учреждения в ранжированном списке изменилась с 6-й на 3-ю. Возросла и рейтинговая оценка ИК-4 – на 6 баллов.
      Снизилась рейтинговая оценка ИК-7, составлявшая по итогам I полугодия 2014 года 140 баллов, а по итогам анализируемого периода – лишь 73,0. Заметно снизилась рейтинговая оценка ИК–28 – со 117,5 баллов в I полугодии 2014 года до 32,5 во II полугодии 2014 года. Заметное снижение рейтинговой оценки продемонстрировала ИК-21 – с 80,5 баллов в предыдущем периоде до 23,5 в анализируемом; потеря 57 баллов переместила её на последнюю позицию ранжированного списка.
      По результатам II полугодия 2014 года наиболее низкие рейтинговые баллы получили, помимо ИК-21, ещё два учреждения: ИК–16 и ИК–28. Основной причиной столь низких показателей является практически полная «непрозрачность» этих учреждений для гражданского контроля, многочисленные жалобы, поступающие Уполномоченному как от самих осужденных, так и от их родственников и правозащитных организаций в связи с систематическими нарушениями порядка отправки корреспонденции в адрес Уполномоченного.
      Так, из 5 письменных жалоб на нарушения прав осужденных в ИК–16 лишь одна (по вопросу медицинского обеспечения) была направлена непосредственно из ИК–16: остальные обращения поступали либо от самих осужденных в период их пребывания в других учреждениях либо от родственников.
      Во II половине 2014 года существенно снизилась рейтинговая оценка ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области– с 114,5 баллов в I полугодии 2014 года до 72,5. Не только не снижается, но и напротив – имеет тенденцию к росту количество обращений, касающихся условий содержания, медицинского обеспечения, поступающих из указанного учреждения.
       Рейтинговая оценка СИЗО-1 и СИЗО-4 повысилась соответственно на 12,5 и 22 балла. Улучшение позиций указанных учреждений в ранжированном списке произошло за счет снижения количества нарушениями законодательно установленного порядка отправки корреспонденции в адрес Уполномоченного лицами, содержащимися в этих следственных изоляторах.
      Считаю необходимым подчеркнуть, что соблюдение установленного законодательством права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на обращение и порядка отправки из пенитенциарных учреждений корреспонденции указанных лиц в адрес Уполномоченного находится в сфере особого внимания Уполномоченного как при осуществлении контроля за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных в целом, так и при проведении рейтинговой оценки.
      С удовлетворением следует отметить, что во II полугодии 2014 года практически не отмечалось фактов отправки корреспонденции подозреваемых, обвиняемых, осужденных в адрес Уполномоченного с цензурой (в открытых пакетах) и с нарушением срока передачи оператору связи. Однако жалобы на неотправку корреспонденции в адрес Уполномоченного, к сожалению, продолжали поступать.
      Уполномоченный выражает УФСИН России по Архангельской области благодарность за предоставленную информацию, использованную при проведении рейтинговой оценки, а также надежду на дальнейшее сотрудничество в этой сфере.

Назад

На главную страницу