Уполномоченным по правам человека в Архангельской области Л. Анисимовой подведены итоги рейтинговой оценки соблюдения прав человека в учреждениях УФСИН за II полугодие 2014 года
Уполномоченным по итогам II полугодия 2014 года продолжена рейтинговая оценка деятельности учреждений УФСИН России по Архангельской области по соблюдению прав содержащихся в них лиц (далее – рейтинг). Напомним, что началом этого проекта стал рейтинг по итогам I полугодия 2013 года, с результатами которого можно ознакомиться здесь. На нашем сайте размещены также результаты рейтинговой оценки за II полугодие 2013 года и I полугодие 2014 года.
Целью рейтинга является ранжирование учреждений УФСИН России по Архангельской области, исходя из критериев соблюдения законодательно установленных прав осуждённых, обвиняемых и подозреваемых, взаимодействия учреждений с институтами гражданского общества и их прозрачности для гражданского контроля.
Уполномоченным проведена рейтинговая оценка 20 пенитенциарных учреждений, функционировавших на территории Архангельской области во II полугодии 2014 года. Они сгруппированы в зависимости от категории учреждения и контингента содержащихся в них лиц: 10 исправительных колоний (общего, строго и особого режимов); 4 колонии–поселения; 4 следственных изолятора; лечебные учреждения. Итоги за июль-декабрь 2014 года подведены с использованием интегральной оценки, рассчитанной методом математического преобразования и сопоставления двух групп показателей:
- 1 группа – показатели, основанные на практике взаимодействия Уполномоченного с учреждениями уголовно–исполнительной системы на территории Архангельской области;
- 2 группа – показатели, характеризующие практику реализации в учреждениях уголовно–исполнительной системы норм действующего законодательства Российской Федерации.
При осуществлении рейтинговой оценки за II полугодие 2014 года применялись те же принципы и методика оценки, как и при формировании рейтингов за предыдущие периоды.
Результатом рейтинговой оценки стал ранжированный список учреждений УФСИН России по Архангельской области. Место того или иного учреждения определено в зависимости от итогового рейтингового балла, полученного в результате анализа интегральных показателей обеих групп. При этом предельно возможное количество баллов, соответствующее максимально высоким оценка каждого из показателей, исходя из применявшейся методики и перечня использованных показателей, составляет:
- для исправительных колоний и колоний–поселений – 150 баллов;
- для следственных изоляторов и лечебных учреждений – 140 баллов.
Анализируя итоги рейтинга в целом, Уполномоченный считает корректным ранжирование пенитенциарных учреждений в пределах выделенных групп – исправительные колонии, колонии–поселения, следственные изоляторы, лечебные учреждения, поскольку сопоставление между собой учреждений, изначально отличающихся как режимом отбывания наказания, так и контингентом содержащихся в них лиц, не может привести к получению объективного результата.
Подведение итогов рейтинговой оценки и сопоставление их с результатами за I и II полугодия 2013 года, I полугодия 2014 года выявило как положительную, так и отрицательную динамику показателей по отдельным учреждениям уголовно-исполнительной системы, расположенным на территории Архангельской области.
Анализ представленных результатов показывает, что в ранжировании учреждений УФСИН по сравнению с I половиной 2014 года произошли заметные, а в некоторых случаях – принципиальные изменения.
Прежде всего, следует отметить общее снижение рейтинговой оценки учреждений УФСИН. Это вызвано в первую очередь изменением состава показателей из-за оптимизации классификатора базы данных Уполномоченного, предусматривающей объединение двух показателей. Вместе с тем следует отметить, что практически по всем исправительным учреждениям значительно ниже сложился рейтинговый балл по показателю «Обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН, вещевым довольствием по сезону», т.к. зимней одеждой и обувью, в частности – валенками, в исправительных учреждениях обеспечены в среднем лишь 87,1 % осужденных.Результаты рейтинга
№№ ппНаименование учреждения
Рейтинговый балл
Исправительные колонии
1ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области
92,5
2ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области
89,0
3ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области
76,0
4ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области
73,0
5ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области
72,5
6ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области
70,5
7ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области
62,5
8ФКУ ИК-16 ОУХД УФСИН России по Архангельской области
37,0
9ИК-28 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области
32,5
10ИК-21 ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области
23,5
Колонии–поселения
1КП–23 ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области
115,5
2ФКУ КП–3 УФСИН России по Архангельской области
95,5
3ФКУ КП–19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области
50,5
Следственные изоляторы
1ФКУ СИЗО–1 УФСИН России по Архангельской области
110,5
2ФКУ СИЗО–4 УФСИН России по Архангельской области
108,5
3ФКУ СИЗО–2 УФСИН России по Архангельской области
108,0
4ФКУ СИЗО–3 УФСИН России по Архангельской области
92,5
Лечебные учреждения
1
ФКУ ЛИУ–8 УФСИН России по Архангельской области
114,5
2
ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области
72,5
Категорию «Исправительные колонии», как и в предыдущие периоды, возглавляют с наибольшей рейтинговой оценкой ИК–5 и ИК-14. Повысилась рейтинговая оценка ИК-1, в результате чего позиция указанного учреждения в ранжированном списке изменилась с 6-й на 3-ю. Возросла и рейтинговая оценка ИК-4 – на 6 баллов.
Снизилась рейтинговая оценка ИК-7, составлявшая по итогам I полугодия 2014 года 140 баллов, а по итогам анализируемого периода – лишь 73,0. Заметно снизилась рейтинговая оценка ИК–28 – со 117,5 баллов в I полугодии 2014 года до 32,5 во II полугодии 2014 года. Заметное снижение рейтинговой оценки продемонстрировала ИК-21 – с 80,5 баллов в предыдущем периоде до 23,5 в анализируемом; потеря 57 баллов переместила её на последнюю позицию ранжированного списка.
По результатам II полугодия 2014 года наиболее низкие рейтинговые баллы получили, помимо ИК-21, ещё два учреждения: ИК–16 и ИК–28. Основной причиной столь низких показателей является практически полная «непрозрачность» этих учреждений для гражданского контроля, многочисленные жалобы, поступающие Уполномоченному как от самих осужденных, так и от их родственников и правозащитных организаций в связи с систематическими нарушениями порядка отправки корреспонденции в адрес Уполномоченного.
Так, из 5 письменных жалоб на нарушения прав осужденных в ИК–16 лишь одна (по вопросу медицинского обеспечения) была направлена непосредственно из ИК–16: остальные обращения поступали либо от самих осужденных в период их пребывания в других учреждениях либо от родственников.
Во II половине 2014 года существенно снизилась рейтинговая оценка ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области– с 114,5 баллов в I полугодии 2014 года до 72,5. Не только не снижается, но и напротив – имеет тенденцию к росту количество обращений, касающихся условий содержания, медицинского обеспечения, поступающих из указанного учреждения.
Рейтинговая оценка СИЗО-1 и СИЗО-4 повысилась соответственно на 12,5 и 22 балла. Улучшение позиций указанных учреждений в ранжированном списке произошло за счет снижения количества нарушениями законодательно установленного порядка отправки корреспонденции в адрес Уполномоченного лицами, содержащимися в этих следственных изоляторах.
Считаю необходимым подчеркнуть, что соблюдение установленного законодательством права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на обращение и порядка отправки из пенитенциарных учреждений корреспонденции указанных лиц в адрес Уполномоченного находится в сфере особого внимания Уполномоченного как при осуществлении контроля за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных в целом, так и при проведении рейтинговой оценки.
С удовлетворением следует отметить, что во II полугодии 2014 года практически не отмечалось фактов отправки корреспонденции подозреваемых, обвиняемых, осужденных в адрес Уполномоченного с цензурой (в открытых пакетах) и с нарушением срока передачи оператору связи. Однако жалобы на неотправку корреспонденции в адрес Уполномоченного, к сожалению, продолжали поступать.
Уполномоченный выражает УФСИН России по Архангельской области благодарность за предоставленную информацию, использованную при проведении рейтинговой оценки, а также надежду на дальнейшее сотрудничество в этой сфере.