Клянусь проявлять высочайшее уважение к жизни человека…(из текста Клятвы врача)

    В медицинской практике нередко встречаются ситуации, когда под угрозой находится не только здоровье, но и жизнь пациента. В такие моменты и пациент, и его близкие люди ждут от врачей своевременной и качественно оказанной медицинской помощи, и это закономерно. Но все мы живые люди, а врачевание часто связано с риском, поэтому даже у выдающихся врачей встречаются профессиональные ошибки. И тогда становится особенно важным умение врача не только анализировать конкретные случаи, но и признавать эти ошибки, быть готовым сказать слова извинения, что помогает снять напряженность, непонимание, исправить ошибку и разрядить конфликт.
    Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет качество медицинской помощи как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов диагностики и лечения при оказании медицинской помощи.
    Однако приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда несвоевременная и недостоверная диагностика и запоздалое принятие необходимых мер, имеют решающее значение в наступлении негативных последствий для здоровья пациента, осложняют дальнейшее оказание ему помощи и нередко приводят к необратимым последствиям. К сожалению, каждый год в работе Уполномоченного встречаются такие тяжелые обращения. Одним из показательных примеров стал случай жительницы Виноградовского района Архангельской области Ш., которая обратилась к Уполномоченному с жалобой на некачественное оказание медицинской помощи ее дочери А., тяжело пострадавшей в дорожно-транспортном происшествии. После аварии А. была доставлена в ближайшую районную больницу. Как сообщала Ш., в больнице А. были проведены диагностические и лечебные мероприятия. После проведения осмотра было установлено, что у А. поврежден позвоночник, внутренние органы не задеты. Несмотря на то, что дочь жаловалась на боли в животе, лечащий врач посчитал это следствием повреждения позвоночника. Однако через несколько дней состояние ее здоровья резко ухудшилось, развился перитонит. В этой связи она была экстренно переведена в Архангельскую областную клиническую больницу. Ш. полагала, что медицинская помощь в районной больнице была оказана ее дочери некачественно, в том числе не были диагностированы соответствующие повреждения, которые привели к тяжелым последствиям. Со слов родственников ее состояние было «крайне тяжелым, на грани летального исхода».
    Ознакомившись с материалами жалобы, Уполномоченный направил обращение в адрес Министерства здравоохранения Архангельской области с просьбой провести проверку указанных фактов и принять все необходимые меры, направленные на восстановление прав А.
    Согласно полученному ответу «диагноз А. был поставлен своевременно», «алгоритм обследования и лечения лечащим врачом соблюден в полном объеме», а также «своевременно осуществлен перевод в областную больницу». Как пояснило министерство, тяжесть состояния больной была вызвана последствиями автодорожной травмы, а наличие большого числа повреждений привело к трудностям диагностики.
    Тем не менее, Уполномоченный счел необходимым запросить дополнительные документы, в том числе рецензию на историю болезни пострадавшей в аварии женщины. Из документов следовало, что А. не был выполнен ряд обследований, являющихся в ее случае обязательными, назначен вариант обычной диеты, в то время как при таких повреждениях целесообразно назначение голода, одна из процедур была назначена «исходя из врачебной практики», пострадавшая была направлена в областную больницу только после того, как было отмечено «резкое ухудшение ее состояния». При этом при поступлении в областную больницу «пострадавшая находилась в тяжелом состоянии» (из рецензии). Уполномоченный вновь обратился в министерство с просьбой принять соответствующие меры и привлечь виновных лиц к ответственности. Результатом обращения Уполномоченного стало проведение ряда мероприятий: издан приказ по оптимизации работы бригад скорой медицинской помощи, приобретены кэш-боксы для хранения препаратов, и даже была выделена новая машина скорой медицинской помощи. Кроме того, случай оказания медицинской помощи Б. был рассмотрен на врачебно-сестринской конференции, где были рассмотрены вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Главным врачом районной поликлиники по поручению министерства была проведена беседа с матерью А., в ходе которой ей были разъяснены особенности ведения пациентов с травмами, полученными при ДТП. Действия же лечащего врача министерство посчитало верными, и так необходимых в тот момент слов сожаления и извинений за случившееся в свой адрес ни А., ни ее родные от медицинских работников так и не услышали.
    В целях защиты прав пациентки, а также в связи с тем, что родственники настаивали на проведении тщательной проверки качества медицинской помощи, оказанной А., Уполномоченный направил обращение в страховую компанию с просьбой провести экспертизу качества медицинской помощи.
    Экспертом качества медицинской помощи были выявлены нарушения при оказании медицинской помощи, которые привели к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица. Результаты экспертизы качества медицинской помощи были направлены на согласование в районную больницу, с которыми учреждение согласилось, после чего были применены финансовые санкции за выявленные нарушения. Отметим, что само разбирательство затянулось, и продолжалось 6 месяцев.
    Подобные вещи, безусловно, вызывают негативное отношение граждан как к самому медицинскому сообществу, так и органам государственного управления, и порождают в обществе социальную напряженность. Уполномоченный надеется в дальнейшем при рассмотрении обращений по аналогичным ситуациям на объективность, профессионализм и отсутствие проявлений врачебной корпоративности.
    В заключение хотелось бы отметить, что с позиции медицинской этики отношение к профессиональным ошибкам должно быть непримиримым. Поэтому, медицинская этика требует давать оценку каждой врачебной ошибке; и даже если последняя не влечет за собой уголовной ответственности, это еще не значит, что врач освобождается от моральной ответственности! А вот отношение коллег к профессиональным ошибкам врача должно быть прямым и нелицеприятным.