Деятельность страховых компаний по защите прав граждан на медицинскую помощь пока не стала реальным правовым инструментом защиты прав пациентов

      Проблема защиты прав и интересов пациентов при оказании им медицинской помощи по прежнему сохраняет свою актуальность.
      В целях защиты прав застрахованных лиц на получение бесплатной медицинской помощи нормы Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривают полномочия страховых компаний по осуществлению контроля объёмов, сроков и качества медицинской помощи путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, предъявлению претензии или иска к лицу, причинившему вред здоровью застрахованного лица, а также применению штрафных санкций к медицинской организации за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
     Реализация указанных полномочий состоит в том, что все интересы пациента в общении с лечебным учреждением представляет компания, работающая в сфере обязательного медицинского страхования, и взаимодействие между лечебным учреждением и страховой компанией происходит на профессиональной основе в интересах пациента и с финансированием со стороны страховой компании деятельности больницы или поликлиники по оказанию помощи конкретному пациенту.
      Однако к Уполномоченному в прошедшем году нередко поступали жалобы пациентов на неэффективную работу страховых компаний по защите их прав на медицинскую помощь в необходимых объёмах и надлежащего качества.
      В большинстве таких жалоб граждане указывали на неполное проведение экспертизы качества медицинской помощи, а также на крайне «неохотное» содействие со стороны страховых компаний в возмещении застрахованным гражданам необоснованно понесенных ими расходов при оказании некачественной медицинской помощи.
     Организация деятельности страховых компаний на территории Архангельской области по защите прав граждан на медицинскую помощь надлежащего качества и в необходимых объёмах позволяет констатировать, что функция страховых медицинских организаций пока не стала реальным правовым инструментом защиты прав пациентов.
     Необходимо отметить, что значительная часть граждан, обратившихся к Уполномоченному по вопросу защиты их прав страховыми компаниями, не обладали достаточной информацией о правах пациентов в системе обязательного медицинского страхования и обязанностях страховых компаний и территориального фонда медицинского страхования по осуществлению контроля качества предоставляемой учреждениями здравоохранения медицинской помощи. В таких случаях сотрудниками аппарата Уполномоченного предоставлялись консультации и разъяснения норм законодательства в сфере обязательного медицинского страхования. Вместе с тем представляется необходимым рекомендовать Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области усилить контроль за деятельностью страховых компаний, в том числе за исполнением последними функции информирования граждан об их правах в системе обязательного медицинского страхования.

Назад