В сфере внимания Уполномоченного – права людей с нарушениями слуха

   В деятельности уполномоченного по правам человека в Архангельской области защита прав людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений. Реализуя данную задачу, Уполномоченный не только рассматривает конкретные обращения граждан, но и на системной основе проводит мониторинг обеспечения прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности (мониторинг оценки доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, мониторинг качества оказания услуг перевозки пассажирским транспортом, в том числе в части обеспечения условий доступности транспортных средств и услуг перевозки пассажирам из числа инвалидов, и др.).
    В 2023 году Л. Анисимовой, уполномоченным по правам человека в Архангельской области, был инициирован и проведен общероссийский мониторинг обеспечения инвалидам доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме. Мониторинг позволил выявить существующие проблемы в данной сфере, изучить положительный опыт и обобщить предложения региональных уполномоченных, в том числе по совершенствованию законодательства, направленные на решение вопросов обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
    В то же время Уполномоченный откликался и на инициативные предложения уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, активно подключался к исследованию поднятых коллегами проблем в сфере обеспечения прав и свобод граждан.
    Так, Уполномоченный присоединился к исследованию вопроса, по которому обратился уполномоченный по правам человека в Тульской области – о повышении доступности для инвалидов по слуху и (или) речи вызова экстренных оперативных служб путем обращения на единый номер «112».
    В настоящее время для инвалидов по слуху и (или) речи существует возможность вызова экстренных оперативных служб путем отправки SMS-сообщения на единый номер «112». SMS-сервис 112 позволяет глухим, глухонемым и слабослышащим людям отправить SMS-сообщение в Систему-112 для его дальнейшей обработки и доставки в службы экстренного реагирования.
    В то же время как показала практика работы Уполномоченного при взаимодействии с Архангельским региональным отделением Всероссийского общества глухих, вопрос повышения доступности для инвалидов вызова экстренных оперативных служб путем обращения на единый номер «112» актуален и для Архангельской области, в которой проживает около 5 тыс. инвалидов по слуху, 1 тыс. чел. из которых общается с помощью русского жестового языка. Реализация возможности обращения в Систему-112 с помощью видеозвонка и общения с оператором с использованием русского жестового языка могла бы существенно расширить возможности граждан с нарушениями слуха и (или) речи на оперативное получение необходимой помощи.
    В рамках изучения данного вопроса Уполномоченным также осуществлялось взаимодействие с Агентством государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области. Согласно представленной агентством информации, в настоящее время для реализации возможности обращения в Службу-112 посредством видеозвонка имеется ряд препятствий, включая отсутствие соответствующего программного обеспечения и особенности нормативно-правового регулирования данной сферы.
   По итогам рассмотрения поднятой проблемы предложения коллеги, инициатора рассмотрения данного вопроса, Уполномоченным были поддержаны, в то же время в его адрес направлены результаты исследования технической возможности создания данного функционального требования (видеозвонок) к Системе-112.
    Вместе с тем необходимо отметить, что обращение Уполномоченного к руководителю Архангельского регионального отделения Всероссийского общества глухих М. Коржавиной получило живой отклик и способствовало принятию дополнительных мер по повышению доступности Службы-112 для людей с нарушениями слуха и (или) речи, исходя из имеющихся технических возможностей. В конце января в ГКУ АО «Региональная диспетчерская служба» (Служба 112) состоялось совещание руководителя Региональной диспетчерской службы с руководителями регионального и местного отделений Всероссийского общества глухих. Во время совещания были рассмотрены проблемные вопросы, связанные с вызовом оперативных служб людьми с инвалидностью по слуху. На сегодняшний день люди с нарушениями слуха и (или) речи могут самостоятельно вызывать оперативные службы, отправляя SMS-сообщение на номер 112. Однако они не всегда способны быстро и точно изложить информацию экстренным службам. В свою очередь диспетчеры Службы-112 также должны учитывать особенности общения с неслышашими людьми.
    Повышение уровня информированности людей с нарушениями слуха о порядке обращения в Службу-112, а также подготовка диспетчеров будут способствовать более полному обеспечению доступности для людей с ограничениями по слуху вызова экстренных служб и своевременному получению помощи. В то же время у диспетчеров или специалистов экстренных служб также имеется возможность обращаться к переводчикам русского жестового языка для обеспечения взаимодействия с людьми с нарушением слуха в необходимых случаях.

Пресс-служба уполномоченного по правам человека в Архангельской области

Назад На главную страницу