Уполномоченный по правам человека в Архангельской области выступил в защиту жилищных прав инвалида

   В Российской Федерации защита инвалидов является приоритетным направлением государственной социальной политики, представляя собой комплексную систему мер их поддержки, направленных на создание равных с другими гражданами возможностей и участие в жизни общества. Поддержке людей с ограниченными возможностями уделяется все большее и большее внимание, о чем свидетельствует постоянное совершенствование нормативно-правового регулирования данной сферы, создание условий для получения медицинской помощи, реабилитации, профессиональной и личностной самореализации.
    В то же время поступающие в адрес уполномоченного по правам человека в Архангельской области обращения по вопросам обеспечения прав инвалидов, а также спектр обозначенных в них вопросов, свидетельствуют о сохранении физических и бюрократических барьеров, с которыми им приходится сталкиваться. Часть таких обращений касается формирования доступной среды. При этом количество жалоб, связанных с доступностью для инвалидов жилья, является небольшим. Однако недостатки, на которые указывают заявители в каждом конкретном случае, имеют для них существенное значение. Кроме того, вопросы доступности жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, поднимаемые в обращениях, часто характеризуются как трудно решаемые или не решаемые вовсе.

***

   Ярким примером, демонстрирующим сложности правоприменительной практики в сфере приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом особых потребностей инвалида, даже при наличии положительного решения суда, является рассмотрение жалобы жительницы одного из населенных пунктов Приморского района, обратившейся в защиту прав своего сына, К., инвалида с детства, имеющего стойкие нарушения опорно-двигательного аппарата и использующего для передвижения кресло-коляску.
    Обращаясь к Уполномоченному, заявитель отмечала, что решить вопрос создания для своего сына условий доступности жилого помещения, а также общего имущества в многоквартирном доме, она пытается уже на протяжении нескольких лет, начиная с 2017 года. Это и проведение обследования соответствующей муниципальной комиссией, и проведение экспертизы, подтвердившей непригодность для проживания инвалида-колясочника занимаемого жилого помещения. При поддержке Приморской межрайонной прокуратуры, выступившей истцом в суде, удалось добиться положительного результата. Решением суда на администрацию поселения возложена обязанность предоставить К. жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида-колясочника, в срок до 31.12.2022. По вопросу реализации К. жилищных прав, а также исполнения указанного судебного решения, заявитель неоднократно обращалась в органы местного самоуправления, а также в минтрудсоцразвития АО, однако жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, во исполнение решения суда предоставлено не было.
    Вместе с тем в сложившейся ситуации не исполнялось решение суда, имеющее конкретный срок его исполнения, в отношении инвалида-колясочника, относящегося к категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите и поддержке со стороны государства. Практика работы Уполномоченного показывает, что такие судебные решения о предоставлении инвалиду жилого помещения с учетом его потребностей как инвалида-колясочника в нашем субъекте носят единичный характер. При этом в целях защиты и реального восстановления нарушенных прав К. истцом по вышеуказанному делу выступили органы прокуратуры, что также подчеркивает особый характер судебного решения, которое является законным, обоснованным, и направленным на реальную правовую защиту гражданина.
    В целях оказания содействия в защите прав К. Уполномоченным были направлены запросы в администрацию поселения, администрацию МО «Приморский муниципальный район», УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, а также в минтрудсоцразвития АО о предоставлении исчерпывающей информации.
В связи с неудовлетворенностью полученными ответами, недостаточностью действенных мер, направленных на исполнение вышеуказанного решения суда
и предоставление соответствующего жилого помещения, а также в целях оказания максимально возможного содействия в защите жилищных прав К., Уполномоченный, обосновав свою позицию, обратился в прокуратуру Архангельской области для инициирования соответствующей проверки.
Рассматривая ситуацию комплексно, Уполномоченный исходил из того, что указанное решение суда должно быть исполнено администрацией поселения при финансовой поддержке из бюджета Архангельской области, при этом администрация МО «Приморский муниципальный район» должна оказать содействие в решении вопроса с финансированием исполнения решения суда.
    Судебная практика, складывающаяся в данной сфере, подтверждала, что случаях, когда жилое помещение признано непригодным для проживания именно для инвалида, с учетом его нарушенных функций, если он признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, является малоимущим, и встал на соответствующий учет после 01.01.2005, обязанность предоставить инвалиду жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания инвалида с учетом его потребностей, возлагается на органы местного самоуправления – администрации соответствующих муниципальных образований. При этом, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
    В ситуации неисполнения законного и обоснованного судебного решения о предоставлении К. жилого помещения, пригодного для проживания инвалида-колясочника, нарушалось его конституционное право на жилище, на социальную защиту, на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, а выявленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства свидетельствовали о неполном, неэффективном, а также несвоевременном принятии мер по обеспечению прав К.
    В результате проверки, проведенной прокуратурой Архангельской области, установлено, что администрацией МО «Приморский муниципальный район» не приняты исчерпывающие меры, направленные на финансовое обеспечение предоставления жилого помещения, несмотря на поступающие запросы администрации поселения, не инициировано предоставление финансирования из регионального бюджета в целях исполнения вышеуказанного решения суда. В целях устранения нарушений Приморской межрайонной прокуратурой главе МО «Приморский муниципальный район» внесено представление. Вместе с тем оценка неисполнения решения суда о предоставлении жилья К. была дана в ходе принудительного исполнения судебного акта. Органом принудительного исполнения администрация поселения была привлечена к административной ответственности.

Пресс-служба уполномоченного по правам человека в Архангельской области