Только после вмешательства Л. Анисимовой уполномоченного по правам человека в Архангельской области были выявлены факты ненадлежащего оказания медицинской помощи в исправительном учреждении

 Право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь являются неотчуждаемыми и гарантируются государством каждому человеку, в том числе лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
 Государство обязано принимать все возможные меры, направленные на охран здоровья любого человека, где бы он не находился, защищая тем самым общество  в целом. Применительно к лицам, находящимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, данная обязанность государства должна реализовываться путем создания условий, обеспечивающих поддержание здоровья граждан в период содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы.
 Контроль за соблюдением прав осужденных, обвиняемых и подозреваемых на охрану здоровья и медицинскую помощь по всему спектру связанных с ними вопросов занимает особое место в деятельности Уполномоченного. пристальное внимание Уполномоченного к этой проблеме вызвано тем, что такие нарушения носят системный и массовый характер.
 Повышенное внимание Уполномоченный уделяет рассмотрению жалоб на оказание медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лицам с социально значимыми заболеваниями, проведение различных видов медицинских обследований, направленных, в том числе на диагностику онкопатологии.
 Так, в феврале 2023 года в адрес Л. Анисимовой Уполномоченного от осужденного Р., содержащегося в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, поступило обращение с просьбой оказать содействие в направлении на медицинское освидетельствование в рамках постановления Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Кроме того, в обращении Р. сообщал, что отбывая наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, он неоднократно обращался к медицинским работникам исправительного учреждения с жалобами на боли в животе и пищеводе. Однако, несмотря на оказываемую ему медицинскую помощь в учреждении, состояние его здоровья ухудшилось. Как указывает Р., только после поступления в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России ему был установлен диагноз – рак.
 Вместе с тем в целях оказания содействия в защите прав Р., уполномоченным по правам человека в Архангельской области в рамках компетенции установленной Федеральным законом от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и областным законом от 15.07.1997 № 34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» был направлен запрос в ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России по Архангельской области о предоставлении информации.
 Из поступившего ответа ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России следовало, что Ротбывал наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области. По имеющимся у него заболеваниям состоял на диспансерном наблюдении в здравпункте № 2 филиала «Медицинская часть № 8» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России. За время отбывания наказания Р. неоднократно обращался за медицинской помощью к сотрудникам здравпункта № 2 филиала «Медицинская часть № 8» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.  Получал лечение по имеющимся у него заболеваниям. С жалобами на диспепсические расстройства Р. обратился в октябре 2022 года. В связи с отсутствием эффекта от проводимого лечения Р. в декабре 2022 года был направлен в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России с целью дообследования и уточнения диагноза.
 ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России утверждает, что Р. медицинской помощью обеспечивался в полном объеме, своевременно и квалифицированно. Все обращения к медицинским работникам зафиксированы в амбулаторной карте с рекомендациями по лечению. Отказов в оказании медицинской помощи со стороны работников здравпункта № 2 филиала «Медицинская часть № 8» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России не было.
 При предоставлении уполномоченному по правам человека в Архангельской области ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России ответа Р. находился в хирургическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России с диагнозом: Рак кардинального отдела желудка. 13.01.2023 Р. был представлен на врачебную комиссию, которая изучив результаты обследований и медицинскую документацию, пришла к заключению, что на момент освидетельствования осужденный Р. имеет заболевание, указанное в перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и может быть представлен к освобождению от отбывания наказания. Постановлением Исакогорского районного суда г. Архангельска Р. был освобожден от отбывания наказания в связи с болезнью.
 Уполномоченным также был направлен запрос в Территориальный орган Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Росздравнадзор) о проведении проверки качества и безопасности медицинской деятельности здравпункта № 2 филиала «Медицинская часть № 8» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России. В случае выявления нарушений Уполномоченный указал о принятии мер реагирования и привлечении виновных лиц к ответственности.
 По итогам проверки, проведенной Росздравнадзором была отмечена несвоевременность диагностики и лечения онкологического заболевания, имеющегося у Р., а также отказ в оказании ему специализированной медицинской помощи ввиду отсутствия мест в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России в нарушение части 4 статьи 10, части 1 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».  Несвоевременная диагностика и лечение онкологического заболевания могли послужить причиной развития поздней стадии рака. Также Росздравнадзором было подготовлено представление в прокуратуру Архангельской области о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России с целью оценки соблюдения медицинской организацией обязательных требований в сфере охраны здоровья, своевременности оказания Р. медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности с привлечением эксперта Росздравнадзора по специальности «терапия». Однако, прокуратурой Архангельской области в проведении  такой проверки Росздравнадзору согласовано не было.
 Тем не менее Росздравнадзором в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в отношении ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований:
- пункта 18 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 (далее - Порядок), в части неоформления медицинским работником здравпункта № 2 филиала «Медицинская часть № 8» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России письменного запроса о направлении Р. в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России;
- части 1, 3 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части несоблюдения прав Р. на оказание специализированной медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем проанализировав информацию, полученную из ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России и Росздравнадзора, с учетом выявленных нарушений Уполномоченным был направлен запрос в прокуратуру Архангельской области о проведении доводов, указанных в обращении Р., а также дать правовую оценку действиям (бездействию) медицинских работников здравпункта № 2 филиала «Медицинская часть № 8» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, медицинских работников филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России при организации оказания медицинской помощи Р., а также ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России как органа, осуществляющего внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
 По итогам проверки, проведенной прокуратурой Архангельской области, доводы Р. о нарушении его права на надлежащую медицинскую помощь были  подтверждены. Так, в нарушении п. 9 Порядка, Р. при невозможности проведения дополнительного обследования для диагностики заболевания и уточнения диагноза в здравпункте учреждения в иные структурные подразделения медицинской организации – ФКУЗ МСЧ-29 не направлялся. Предварительный письменный запрос на госпитализацию Р. не был направлен (п. 18 Порядка). Не организовано оказание медпомощи в государственной системе здравоохранения, врачи-специалисты для консультаций не приглашались.
 Нарушение подпунктов 2, 4, 12, 16 Порядка профилактического медосмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного приказом Минздрава России от 27.04.2021 № 404н, в отношении Р. антропометрические измерения роста, веса, окружности талии, индекса массы тела, исследования уровня общего холестерина в крови, осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний не проводились. Дополнительные лабораторные, инструментальные и иные методы исследования при установлении на амбулаторном этапе клинического диагноза – рефлюкс-эзофагит не назначены, план обследования пациента при первичном осмотре не сформирован (пп «г», «ж», «к» п. 2.1 Критериев оценки качества оказания медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н.). Не соблюдены сроки оказания специализированной медпомощи, которые не должны превышать для пациентов с онкологическими заболеваниями 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза.- По выявленным нарушения прокуратурой Архангельской области начальнику ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России внесено представление.
 Росздравнадзором также было возбуждено дело в отношении ФКУЗ МСЧ-29 об административном правонарушении (ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.).

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Архангельской области