После вмешательства Уполномоченного выявлены нарушения в предоставлении коммунальных услуг
Одним из основных принципов жилищного законодательства является принцип недопустимости ограничения прав на получение коммунальных услуг,кроме случаев, определенных Жилищным кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами в жилищной сфере.
Требования к качеству коммунальных услуг определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), а именно: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года и бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода (допустимая продолжительность перерыва установлена Правилами). При этом Правилами установлено, что ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, не допускается, за исключением случаев, указанных в пунктах 115, 121 Правил. К таким случаям относятся: возникновение или угроза возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения; возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций и локализация их последствий; получение исполнителем коммунальной услуги предписания соответствующего органа о необходимости введения ограничения или приостановления коммунальной услуги.Таким образом, ограничение и прекращение предоставления теплоснабжения и горячего водоснабжения возможно только в предусмотренных законом случаях. Данный перечень является исчерпывающим.
Однако в практике работы уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее – Уполномоченный) встречаются случаи, когда исполнители коммунальных услуг ограничивают или приостанавливают подачу коммунальных ресурсов в отсутствие вышеуказанных оснований.
В адрес Уполномоченного поступила жалоба Ф., проживающей в г. Северодвинске, с жалобой на отключение коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Из информации следовало, что Ф. в июле 2023 г. приобрела жилое помещение в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.По утверждению заявителя, она планировала проживать в указанном жилом помещении вместе с членами своей семьи.Между тем, по сообщению заявителя, в октябре 2023 г. в указанном многоквартирном доме была прекращена подача коммунальных ресурсов – тепловой энергии и горячего водоснабжения, что сделало невозможным проживание и пользование жилым помещением.
Заявитель неоднократно обращалась в адрес управляющей организации, администрации муниципального образования, ресурсоснабжающей организации, но ситуация не нашла своего разрешения. При этом заявителю были предоставлены пояснения, что подача коммунальных услуг прекращена на основании того, что дом признан аварийным и в нем никто не проживает. В то же время из материалов жалобы следовало, что в действующую программу переселения из аварийного жилищного фонда домне включен; расселение дома, в котором Ф. имела жилое помещение на праве собственности, планировалось завершить к 2029 году.
В этой связи заявитель посчитала действия по отключению дома от системы горячего водоснабжения и отопления незаконными.
В рамках рассмотрения жалобы Уполномоченным был направлен запрос в адрес Администрации городского округа «Северодвинск». Из представленной информации следовало, что отключение многоквартирного дома было произведено на основании того, что все жильцы указанного дома расселены. Кроме того, указывалось, что один из жильцов дома обратился с просьбой о принудительном отключении дома от коммуникаций, в том числе в целях сокращения расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению.
Однако необходимо отметить, что нормы Правил не устанавливают факт признания дома аварийным и подлежащим сносу или обращение гражданина с просьбой об отключении многоквартирного дома от инженерных сетей в качестве основания приостановления предоставления коммунальных услуг.
При этом документов, подтверждающих угрозу возникновения аварийной или чрезвычайной ситуации, в том числе на сетях инженерно-технического обеспечения указанного дома, и принятие в связи с этим соответствующих мер, Администрацией городского округа «Северодвинск» представлено не было.
Уполномоченный обратился в адрес государственной жилищной инспекции Архангельской области с просьбой о проведении проверкипо вышеуказанным фактам, в том числе в части правомерности прекращения предоставления коммунальных услуг в данном многоквартирном доме.
По результатам проверки было установлено, что подача коммунальных ресурсов (горячей воды, тепловой энергии) жильцам дома была прекращена на основании письма управляющей организации в связи с расселением и предстоящим сносом дома, что нарушает требования пунктов 115, 121 Правил. Согласно ответу инспекции, ресурсоснабжающей организацией был нарушен режим предоставления жильцам многоквартирного дома коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
Следует отметить, что только после вмешательства Уполномоченного, 10.01.2024 комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Северодвинска в целях предупреждения чрезвычайной ситуации (возможного обрушения конструкций указанного многоквартирного дома) было принято решение, содержащее в числе прочих требования об исключении допуска и нахождения посторонних лиц в указанном доме, о недопущении подключения данного дома к системам отопления, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения.
Пресс-служба уполномоченного по правам человека в Архангельской области