Специальный доклад
Уполномоченного по правам человека
в Архангельской области

 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН
 ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

I. Введение

           Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, провозглашает право граждан на жизнь и ее защиту со стороны государства. Следовательно,охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, должны стать первоочередной задачей в деятельности всех ветвей органов государственной власти. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямая обязанность государства.
           В нынешних условиях проблема обеспечения дорожной безопасности приобретает большое значение. Система обеспечения безопасности на дорогах не соответствует предъявляемым требованиям, нуждается в совершенствовании и повышении уровня ее эффективности.
           Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в августе текущего года на совещании по вопросам повышения безопасности дорожного движения отметил, что «ситуация в этой сфере очень тяжелая, просто неудовлетворительная. Только в этом году число погибших составило уже более 11 тысяч человек, ранения и травмы получили 110 тысяч человек».
           Также Президент обратил внимание на то, что «сегодня обязанность организации дорожного движения возложена на органы исполнительной власти, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Однако результаты проверки, которую проводило Контрольное управление Президента, показывают: организацией дорожного движения на межмуниципальных, на муниципальных дорогах фактически не занимается никто. Но именно в городах и поселках происходит практически две трети дорожно-транспортных происшествий».
           В своем обращении к участникам дорожного движения Губернатор Архангельской области подчеркнул, что «управление транспортом в нетрезвом состоянии, несоблюдение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, игнорирование сигналов светофора, неуважительное отношение к другим участникам дорожного движения, к сожалению, сегодня стало обычным явлением. В Архангельской области сложилась напряженная ситуация в сфере безопасности дорожного движения. Но она преодолима. И внести свой вклад в ее разрешение должен каждый из нас».
           Проблема роста дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов (маршрутных такси) в настоящее время является наиболее актуальной.Вопросы грубых нарушений Правил дорожного движения среди водителей, осуществляющих перевозку пассажиров, а также несоблюдения перевозчиками условий лицензирования и технического состояния транспортных средств, выпускаемых на линию, нарушений требований, предъявляемых к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом, остаются пока нерешенными, как на территории Архангельской области, так и в целом по России.
           По данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Архангельской области (далее – Госавтоинспекция) в городе Архангельске перевозку пассажиров на коммерческой основе осуществляют 70 пассажироперевозчиков на 712 транспортных средствах. Каждый день порядка 100 автобусов прибывают в областной центр из других районов Архангельской области. Таким образом, на дорогах областного центра ежедневно участвуют в дорожном движении более 800 транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров.
           За 9 месяцев 2009 года на территории Архангельской области зарегистрировано 106 дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, из них 50 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей автобусов. На территории областного центра количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей автобусов составило 29 происшествий.
           Кроме того, сложившаяся дорожная инфраструктура не обеспечивает необходимые условия для нормального и безопасного функционирования транспорта общего пользования. Большинство остановочных пунктов не оборудованы переходно-скоростными полосами, на многих автобусных остановках посадочные площадки не приподняты над уровнем проезжей части, существующие площадки для отстоя автобусов не соответствуют элементарным требованиям благоустройства и содержания, большая их часть не имеет асфальтобетонного покрытия.
           В 2009 году резко увеличилось количество жалоб и обращений, поступающих в адрес уполномоченного по правам человека в Архангельской области (деле – Уполномоченный), касающихся нарушений водителями автобусов (маршрутных такси) Правил дорожного движения,таких как:превышение скорости, остановка и высадка пассажиров вне остановочного кармана, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, нарушения правил обгона и т.д.
           При этом нередко в обращениях заявители указываютна крайне неудовлетворительное техническое состояние автотранспортных средств. Перевозку пассажиров в областном центре осуществляют преимущественно автобусы марки «ПАЗ», которые предназначены для перевозок в сельской местности. В этой связи пассажиры недовольны неудобством пасадки, жесткостью подвески (бывали случаи получения травм по этой причине), невозможностью войти в автобус с детской коляской или большой поклажей. В результате такой автотранспорт создает реальную угрозу пассажирам и безопасности дорожного движения в целом.
           Рост указанных нарушений свидетельствует о ненадлежащем исполнении перевозчиками требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы перевозок пассажиров, безопасности и технической эксплуатации транспортных средств, а также регламентирующего иные условия, обязательные при работах на городских маршрутах и линиях общего пользования в межмуниципальном сообщении.
           В результате тысячи пассажиров Архангельской области ежедневно подвергаются смертельному риску.
           Безусловно, назрела необходимость принятия комплекса мер, направленных на снижение аварийности на автомобильном пассажирском транспорте, а также на повышение транспортной безопасности и эффективности профилактической работы среди водителей, организаций и предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров в городе и области.
           В этой связи Уполномоченный обратился к Мэру города Архангельска, Прокурору Архангельской области, в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Архангельской области, в Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в департамент транспорта и связи Архангельской области с предложением провести комплекс мероприятий, направленных на повышение обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок  автомобильным транспортом.
           Имеющиеся проблемы в сфере безопасности дорожного движения на пассажирском транспорте затрагивают законные права большого количества граждан,  и  поэтому  требуют внимания  всех ветвей власти.
           В этой связи целью настоящего специального доклада Уполномоченного является:
- содействие усилению гарантий государственной защиты конституционного права граждан на жизнь и ее защиту со стороны государства;
- привлечение постоянного внимания федеральных и региональных государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления в Архангельской области к проблемам соблюдения конституционных прав граждан при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

 

II. Контроль за состоянием перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Архангельской области

2.1. Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Архангельской области

           В соответствии с информацией, поступившей из Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Архангельской области, в целях предупреждения аварийности на пассажирском транспорте силами Госавтоинспекции организован ежедневный контроль за техническим состоянием автобусов и наличием необходимой путевой документации у водительского состава.
           За 9 месяцев 2009 года только на территории областного центра инспекторами Госавтоинспекции осмотрено 4459 автобусов, выявлено 353 автобуса с техническими неисправностями, пресечено 3863 нарушений Правил дорожного движения.
           При проведении плановых проверок автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров, особое внимание уделяется вопросам, связанным с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, повышение профессионального мастерства водительского состава, их стажировки и иных требований, предусмотренных положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.
           В целях активизации профилактической работы по предупреждению аварийности при осуществлении пассажирских перевозок в июне 2009 года проведено профилактическое мероприятие «Газель», а также в апреле и сентябре 2009 года осуществлено два этапа федеральной оперативно-профилактической операции «Автобус-2009».
           Только в ходе проведения данных мероприятий сотрудниками Управления ГИБДД УВД по Архангельской области проведены свыше 150 плановых и внеплановых проверок пассажирских автотранспортных предприятий, руководителям которых по фактам выявленных недостатков направлено 140 предписаний. Пресечено более 1200 нарушений Правил дорожного движения со стороны водителей автобусов. Привлечены к административной ответственности 120 должностных лиц автотранспортных предприятий.
           В целях профилактики аварийности с участием пассажирского транспорта на территории областного центра создана группа из числа сотрудников отделения технического надзора МРО ГИБДД при УВД по городу Архангельску для осуществления негласного (скрытого) контроля, в том числе с применением средств видеофиксации нарушений, за соблюдением Правил дорожного движения водителями автобусов. Данной группой осуществлено более 40 скрытых проверок, в ходе которых выявлено свыше 200 нарушений Правил дорожного движения, допущенных водителями автобусов.

2.2. Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

           В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 153 (далее - Регламент), государственная функция Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее Управление госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО) заключается в предоставлении государственной услуги по лицензированию перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
           Кроме этого, в соответствии с пунктом 6 параграфа I Регламента исполнение государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом включает в себя, среди прочих, проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
           Согласно пункту 15.2 Регламента проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводится Управлением госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
           Сотрудниками Управления госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО с целью исполнения государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом за период с 01 января 2009 года по 30 сентября 2009 года проведено 890 плановых и внеплановых проверок субъектов транспортного комплекса. По фактам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере транспорта выдано 286 предписаний. За невыполнение или ненадлежащее выполнение данных предписаний на должностных и юридических лиц составлено 92 протокола об административном правонарушении.
           Всего за данный период, по фактам выявленных в результате надзорной деятельности нарушений, сотрудниками Управления госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО 532 раза возбуждались дела об административных правонарушениях, при этом 439 материалов были направлены на рассмотрение в суды различных инстанций. Общая сумма штрафов по рассмотренным за данный период делам составила более 1 500 тысяч рублей.
           С целью выявления нарушений перевозчиками требований транспортного законодательства в процессе непосредственного осуществления перевозок пассажиров сотрудники Управления госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО регулярно принимают участие в контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых совместно с Управлением ГИБДД УВД по Архангельской области и представителями местных органов самоуправления. Так, за период с 01 января 2009 года по 23 октября 2009 года было осуществлено 209 совместных с Управлением ГИБДД УВД по Архангельской области рейдов по контролю перевозчиков пассажиров на линии.

2.3. Прокуратура Архангельской области

           Прокуратурой Архангельской области налажено взаимодействие и обмен информацией с Управлением ГИБДД УВД по Архангельской области, Управлением госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО, органами государственной власти и местного самоуправления. Регулярно проводятся проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы перевозки пассажиров и технической эксплуатации автобусов.
           Прокурорами городов и районов реализуется указание прокурора области об усилении надзора за исполнением законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
           В ходе осуществления надзорной деятельности прокурорами выявляются факты ненадлежащего содержания улично - дорожной сети.
           Так, в поселке Березник районной прокуратурой установлено, что автодорожное полотно имеет ямы и выбоины, в связи с чем, не соответствует требованиям ГОСТа 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Прокурором района 29 апреля 2009 года направлено заявление в суд об обязании администрации муниципального образования «Березниковское» привести состояние автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТа, которое удовлетворено.
           На территории области допускаются нарушения требований законодательства к продолжительности рабочего времени водителей.
           В связи с превышением продолжительности рабочего времени, установленного для водителей, прокурором города Коряжма в отношении руководителей общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие» и общества с ограниченной ответственностью  «Автотранс» 11 августа 2009 года возбуждены дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и внесены представления.
           Имели место случаи управления транспортными средствами лицами, которым по медицинским показаниям управление транспортными средствами запрещено. В Холмогорском районе выявлен факт невозможности управления транспортным средством лицом по медицинским показаниям, в связи с чем, прокурором района 27 мая 2009 года в суд направлено заявление о прекращении права на управление транспортным средством, которое удовлетворено.
           В текущем году прокурорами выявлено 631 нарушение законодательства в указанной сфере, принесено 50 протестов, в суды направлено 51 заявление, внесено 80 представлений, объявлено 75 предостережений, к административной ответственности привлечено 40 лиц, возбуждено 1 уголовное дело.
           Исполнение законодательства о безопасности дорожного движения находится на постоянном контроле в прокуратуре области.

    1.            Департамент транспорта и связи Архангельской области 

           Вопросы состояния аварийности и принимаемых мерах по снижению количества дорожно-транспортных происшествий систематически рассматриваются на заседаниях комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Архангельской области.
           10 декабря 2008 года Губернатором Архангельской области утверждён «План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории Архангельской области», итоги выполнения плана рассматриваются на заседаниях областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
           При этом следует отметить, что в текущем году подразделениями Управления ГИБДД УВД по Архангельской области усилен контроль и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения. Возбуждено свыше 170 тысяч дел об административных правонарушениях, что на 2,5 процента выше, чем за аналогичный период прошлого года.
           Социально-экономической целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в Архангельской области (2007-2010 годы)» (далее – Программа) предусматривалась реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения на дорогах Архангельской области, объём финансирования которых составлял около 194 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 59 млн. рублей, из федерального - 135 млн. рублей.
           В 2009 году после двух лет реализации Программы в соответствии с областным законом департаментом транспорта и связи Архангельской области совместно с Управлением внутренних дел по Архангельской области проведена активная работа по приведению Программы в соответствие действующему законодательству, что было вызвано следующими обстоятельствами.
           В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2009 года вступила в силу новая редакция статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
           Распоряжением администрации Архангельской области от 29 декабря 2008 года № 1306р исполнительным органам государственной власти Архангельской области - государственным заказчикам социально-экономических целевых программ Архангельской области, утвержденных областными законами и продолжавших действовать после 01 января 2009 года, запрещалось размещать государственные заказы и заключать соответствующие соглашения с органами местного самоуправления по исполнению программных мероприятий до принятия и оформления нормативным актом администрации Архангельской области решения о дальнейшем финансировании программных мероприятий.
           В связи с прогнозируемым сокращением в 2009 году доходной части бюджета Архангельской области, в соответствии с пунктом 12 статьи 1 Закона Архангельской области от 15 апреля 2009 года № 4-2-03 социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Повышение безопасности дорожного движения в Архангельской области (2007-2010 годы)» признана утратившей силу.
           В целях обеспечения комплексного подхода к решению проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения на заседании региональной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, состоявшемся 30 июля 2009 года, рассмотрены вопросы организации взаимодействия заинтересованных ведомств в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, эксплуатационного состояния пешеходных переходов на улично-дорожной сети области, как фактора, влияющего на состояние аварийности, обеспечения безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах Архангельской области, а также о реализации «Социально-экономической целевой программы Архангельской области «Повышение безопасности дорожного движения в Архангельской области (2007-2010 годы)»».
           Таким образом, в 2009 году мероприятия Программы за счет средств областного бюджета не финансировались, лимиты бюджетных обязательств до государственных заказчиков не доводились, контракты не заключались, материально-технические ресурсы не приобретались.
           Согласно информационному письму федерального государственного учреждения «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» от 16 июня 2008 года № 13 ФЦП/673 в 2009 году в рамках реализации федеральной Программы за счет средств федерального бюджета планируется приобретение и поставка в Архангельскую область оборудования на общую сумму 5 173,4 тысяч рублей, из них:
- 6 комплексов видеофиксации нарушений Правил дорожного движения (1 передвижной и 5 мобильных) общей стоимостью 770,0 тысяч рублей;
- 10 специальных автомобилей на базе ВАЗ-2115, оборудованных средствами контроля и выявления правонарушений, общей стоимостью 4 403,4 тысячи рублей;
           Для проведения широкомасштабных мероприятий и акций, направленных на профилактику аварийности, Управлением ГИБДД УВД по Архангельской области дополнительно получены 24 баннера, 1 тысяча специальных ленточек, 2 тысячи пропагандистских листовок, 500 плакатов, 4 комплекта специальной одежды, предназначенной для проведения специальных акций, DVD и CD диски с аудио и видео роликами, приобретенные за счет средств федерального бюджета.
           В 2009 году Архангельская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автотрассе М-8 «Холмогоры». Для реализации вышеуказанных мероприятий бюджету Архангельской области предоставлена субсидия в размере 216 196,7 тысяч рублей на оснащение медицинским оборудованием учреждений здравоохранения, участвующих в оказании медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автомобильной дороге М8. Кроме того, планируется приобретение 9 реанимобилей на сумму 18 879,0 тысяч рублей для оснащения учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
           Утверждена областная долгосрочная целевая программа «Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на 2009 - 2010 годы» с объемом финансирования за счет средств областного бюджета 86000,0 тысяч рублей и 11886,0 тысяч рублей за счет средств муниципального бюджета в 2009 году. В рамках данной программы планируется оснащение медицинским оборудованием учреждений здравоохранения, подготовка помещений под установку закупаемого оборудования, подготовка медицинских кадров, участвующих в оказании медицинской помощи пострадавшим, создание автоматизированной информационно-управляющей системы на базе государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная клиническая больница» для организации оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
           При заключении департаментом и органами местного самоуправления муниципальных образований области договоров с перевозчиками предусматриваются обязательства по соблюдению расписаний движения и схем движения автобусов, контролю за их выполнением, по повышению культуры и качества услуг.
           В области внедрена и активно развивается система диспетчерского управления маршрутными автобусами при помощи самых современных спутниковых радионавигационных систем, что позволяет в режиме реального времени уполномоченной службе диспетчерского управления следить за выполнением перевозок согласно утверждённых расписаний, контролировать скоростные режимы движения автобусов.
           Тем не менее, количество перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по незаконным регулярным автобусным маршрутам, уменьшается крайне медленно. Продолжаются так называемые «нелегальные» перевозки пассажиров по утверждённым маршрутам - без оформления паспортов автобусных маршрутов и договоров с органами исполнительной власти.
           Водители этих перевозчиков не имеют согласованных схем автобусных маршрутов с указанием опасных участков и утверждённых расписаний движения, т.е. осуществляют регулярные пассажирские перевозки без достаточных правовых оснований. Автобусы незаконных перевозчиков не подключены к системе диспетчерского управления и, таким образом, их движение не контролируется департаментом транспорта и связи области, органами местного самоуправления.
           Такие перевозчики грубо нарушают требования к движению маршрутных транспортных средств, устраивают «автобусные гонки» между остановочными пунктами, создают препятствия для безопасной посадки (высадки) пассажиров в местах остановок общественного транспорта. При этом, Управление госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО, осуществляющее лицензирование коммерческих пассажирских перевозок автобусами, не усматривает в незаконных перевозчиках нарушителей условий лицензирования.
           В декабре 2009 года Правительством региона утверждена транспортная стратегия Архангельской области до 2030 года, в которой большое внимание уделено автомобильному транспорту. Одной из главных задач транспортной стратегии в сфере автомобильного транспорта – устранение «нелегальных» перевозок, а также замена пассажирских автобусов марки «ПАЗ» на автобусы большей вместимости.

    1.            Мэрия города Архангельска

           В целях улучшения ситуации в сфере безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок в муниципальном образовании «Город Архангельск» создана и работает городская комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения. В ее состав входят представители МРО ГИБДД при УВД по городу Архангельску, Управления госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО, общества с ограниченной ответственностью «Автодорожный консалтинг», а также представители структурных подразделений мэрии. На заседании комиссии рассматриваются комплексы вопросов, связанных с организацией и безопасностью перевозок пассажиров транспортом общего пользования. К числу основных задач, рассматриваемых комиссией, относятся вопросы оптимизации маршрутной сети города, регулирования общего количества подвижного состава, принятия мер к перевозчикам, нарушающим транспортное законодательство, внесение изменений в нормативные правовые акты регионального и местного значения в сфере пассажирских перевозок и т.д.
           В 2008 году реализована городская целевая программа «Развитие автомобильного пассажирского транспорта на 2006 - 2008 гг. в г. Архангельске», утвержденная решением городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года № 85 (далее – Программа).
           По сообщению мэрии города Архангельска, в соответствии с принятой Программой в областном центре осуществлялась работа по развитию действующей инфраструктуры транспортно-дорожного комплекса города и оптимизации маршрутной сети, а также контролю за работой городского пассажирского транспорта, так:
- модернизирована центральная диспетчерская служба;
- внедрена система радионавигационного контроля за работой автобусов, обслуживающие городские маршруты;
- разработана комплексно - транспортная схема города Архангельска (далее - КТС). На эти цели было направлено 7,55 млн. рублей.
           В рамках КТС подготовлены предложения по повышению безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Город Архангельск».
           Из информации, представленной мэрией города Архангельска, комплекс мероприятий по снижению и предотвращению дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте в городе частично выполнен, а именно:
- введены ограничения скорости движения транспортного потока, с целью создания плавности потока;
- освобождаются полосы движения путем запрета парковки автомобилей вдоль зданий на проезжей части (применение запрещающих знаков, устройство леерного ограждения);
- при реконструкции улично-дорожной сети устраиваются заездные карманы остановочных пунктов для общественного пассажирского транспорта (что позволяет сохранять плавность транспортного потока);
- решен вопрос ограничения перемещений грузового транспорта в городе с помощью введения специальных маршрутов (т.е. создание грузового коридора);
- проводится мониторинг светофорного регулирования (фазы переключения секций светофора) для снятия перегруженности отдельных перекрестков. По результатам исследований на перекрестках проспекта Ленинградский и улицы Коммунальная, набережной Северной Двины и улицы Урицкого были введены секции дополнительного светофорного регулирования. Нерегулируемые ранее перекрестки оборудуются светофорным регулированием (проспект Ломоносова - улица Садовая, проспект Ломоносова - улица Шубина, проспект Советских Космонавтов - улица Шубина и др.);
- реализованы проекты реконструкции отдельных перегруженных участков улично-дорожной сети, с возможностью расширения проезжей части, введения дополнительных полос движения (проспект Ломоносова - улица Урицкого). Завершено строительство проспекта Дзержинского на участке от улицы Тимме до улицы 23-й Гвардейской Дивизии. В перспективе - строительство проспекта Московский от улицы Галушина до улицы Ленина;
- произведена замена ламп наружного освещения улично - дорожной сети;
- выполнен капитальный ремонт улиц, по которым осуществляется регулярное движение городских автобусных маршрутов.
           Для обеспечения должного контроля сотрудниками управления транспорта и связи еженедельно осуществляется работа мобильных групп с представителями Управления госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО и МРО ГИБДД при УВД по городу Архангельску по проверке автобусов регулярных сообщений для выявления и привлечения к административной ответственности нарушителей транспортного законодательства с последующей передачей дел в административные комиссии соответствующих территориальных округов города. Всего выявлено за последний период 111 случаев нарушения областного закона от 03 июня 2003 года № 172-22-03 «Об административных правонарушениях», составлено 86 протоколов об административных правонарушениях.
           С целью улучшения качества обслуживания пассажиров, оптимизации расписания движения городского пассажирского транспорта, улучшения экологической обстановки в городе, повышения производительности улично-дорожной сети, и, как следствие, улучшения ситуации по обеспечению безопасности разработана программа «Перехода на автобусы большого класса городского типа в муниципальном образовании «Город Архангельск»», рассчитанная на период 2009-2015 годы.
           В ноябре 2009 года по результатам открытого аукциона города закуплено 39 автобусов большого класса, поставка которых планируется до конца 2009 года.
           В существующих договорах на оказание услуг по перевозке пассажиров с перевозчиками за нарушение транспортного законодательства предусматриваются штрафные санкции. В 2009 году предполагается проведение конкурса на маршруты городского пассажирского транспорта с целью оптимизации транспортного движения в городе и тщательного отбора перевозчиков по критерию «Безопасность перевозок». Особое внимание будет уделено изучению базы данных по нарушениям, допускаемым конкретными перевозчиками с целью устранения с рынка пассажирских услуг перевозчиков, не удовлетворяющих установленным критериям качества и безопасности.

III. Заключение

Несмотря на принимаемые контрольно-надзорными органами меры,  направленные на повышение транспортной безопасности, проблемы в сфере безопасности дорожного движения на пассажирском транспорте продолжают оставаться острыми.
           Следует согласиться, что одной из причин сложившейся ситуации на пассажирском автотранспорте является несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей порядок допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению перевозочной деятельности, а также режим организации и осуществления пассажирских перевозок.
           В действующем законодательстве отсутствуют нормы:
- об обязанности оборудования транспортных средств, в т.ч. пассажирских, контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографами);
- ограничения по допуску к управлению транспортными средствами на профессиональной основе водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений;
- устанавливающие механизм допуска перевозчиков на маршруты общего пользования, требования к составу конкурсных комиссий, систему требований к регулярным пассажирским перевозкам, критерии приостановления и прекращения права на осуществление пассажирских перевозок при наличии серьезных нарушений.
           Со стороны должностных лиц автотранспортных предприятий отсутствует критический подход к подбору водителей, стажировка водителей автобусов носит формальный характер, не проводится их аттестация, а так же не принимаются систематические меры к повышению профессионального уровня.
           В связи с увеличивающимся количеством жертв на дорогах особую актуальность приобретает введение в областное законодательство нормы, предусматривающей обязанность перевозчика допускать к управлению автобусом только тех водителей, которые имеют специальный стаж управления транспортным средством данной категории (например: не менее трех лет).
           Полагаю целесообразным также поддержать предложение Управления ГИБДД УВД по Архангельской области и департамента транспорта и связи Архангельской области о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей порядок перевозки пассажиров автомобильным транспортом, по аналогу требований к водителям автотранспорта, перевозящего опасные грузы, имеющих пакет дополнительных документов, а именно: включить в Правила дорожного движения Российской Федерации (абзац 5 подпункта 2.1.1), утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, обязанность водителя при перевозке пассажиров маршрутным транспортным средством иметь расписание движения и схемы маршрута, утверждённые в установленном порядке.
           С целью объективного влияния на сложившуюся обстановку необходимо также на законодательном уровне четко определить предметы ведения и функции органов управления различного уровня, структуру нормативных требований к услугам по пассажирским перевозкам, требования к безопасности и качеству этих услуг.
           В то же время, нельзя не согласиться и с тем, что исполнительные органы государственной власти Архангельской области и органы местного самоуправления уже имеют значительный комплекс законных мер в части организации процесса перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования, а так же полномочия по привлечению к ответственности лиц, нарушающих требования областного законодательства в этой сфере.
           В соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения относятся к вопросам местного значения.
           26 мая 1999 года во исполнение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в Архангельской области был принят областной закон № 125-22-03 «О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области» (далее - Областной закон), который регулирует взаимоотношения между органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления, перевозчиками и организациями, осуществляющими контроль перевозочной деятельности.
           В соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 1 статьи 2.1 Областного закона уполномоченные исполнительные органы государственной власти Архангельской области в целях организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом осуществляют контроль соблюдения перевозчиками законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы перевозок пассажиров, безопасности дорожного движения, технической эксплуатации автобусов, а также иных условий, обязательных при работе на автобусных маршрутах общего пользования в межмуниципальном сообщении. Обязанности органов местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области в целях организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом определены пунктом 2 статьи 2.1 данного закона.
           Постановлением главы администрации Архангельской области от 13 апреля 2007 года № 75-па уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по вопросам организации маршрутных перевозок пассажиров автобусами в межмуниципальном сообщении уполномочен департамент транспорта и связи Архангельской области.
           3 июня 2003 года в Архангельской области был принят областной закон № 172-22-03 «Об административных правонарушениях», статьей 5.2 которого предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка организации транспортного обслуживания населения, установленного нормативными правовыми актами Архангельской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
           В соответствии с требованиями подпункта 10 пункта 1 статьи 9.4 областного закона № 172-22-03 «Об административных правонарушениях» дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.2 указанного закона, рассматривает уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области.
           Тем не менее, следует отметить, что уполномоченными государственными и муниципальными органами власти Архангельской области предоставленные областным законодательством полномочия используются не в полной мере, что позволяет данному сегменту рынка услуг развиваться во многом стихийно и бесконтрольно.
           На сегодняшний день нормализация обстановки на пассажирском транспорте возможна только при осуществлении жесткого контроля со стороны органов местного самоуправления за соблюдением и выполнением руководителями предприятий всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями действующих норм законодательства.

Поэтому считаю необходимым всем уполномоченным органам, как областного, так и федерального уровней, органам местного самоуправления в Архангельской области, осуществляющим контроль за организацией маршрутных перевозок пассажиров автобусами и за соблюдением законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы безопасности дорожного движения, технической эксплуатации автобусов, а также иные условия, обязательные при работе на автобусных маршрутах общего пользования:
- систематическипредпринимать своевременные меры, направленные на усиление контроля за соблюдением перевозчиками законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы перевозок пассажиров, безопасности дорожного движения, технической эксплуатации автобусов, а также иные условия, обязательные при работе на автобусных маршрутах общего пользования в межмуниципальном сообщении и на автобусных маршрутах общего пользования, пролегающих в границах городского или сельского поселения либо городского округа Архангельской области;
- выработать и согласовать комплекс консолидированных мер, направленных на снижение аварийности на автомобильном пассажирском транспорте, а также на повышение транспортной безопасности и эффективности профилактической работы среди водителей, организаций и предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров в городе и области;
- рассмотреть вопрос о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей порядок допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению перевозочной деятельности, а также режим организации и осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

 

Уполномоченный по правам человека
в Архангельской области
Л.В. Анисимова

Архангельск, 16 декабря  2009 года


Ответ Управления ГИБДД УВД по Архангельской области исх. № 8/9989 от 19.10.2009 г.

  Ответ Управления ГИБДД УВД по Архангельской области исх. № 8/9989 от 19.10.2009 г.

Ответ Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО исх. № 05-04/2221 от 27.10.2009 г.

Ответ прокуратуры Архангельской области исх. № 7-999-09 от 28.10.2009 г.

  Ответ департамента транспорта и связи Архангельской области исх. № ДТС/1907 от 09.10.2009 г.

  Ответ  и.о. заместителя мэра города по городскому хозяйству исх. № 107-03/2287 от 28.10.2009 г.

 

 

Назад

На главную страницу