Специальный доклад

Уполномоченного по правам человека
в Архангельской области

о нарушениях пенсионных прав работников
производственного флота рыбной промышленности

Обобщение материалов судебной практики и анализ поступивших жалоб свидетельствует о том, что на территории Архангельской области сложилась крайне неблагополучная ситуация с пенсионным обеспечением бывших работников Архангельской базы тралового флота.
В соответствии со ст.7 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантируется выплата районного коэффициента.
Согласно ст. 316 Трудового кодекса РФ и ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты должен быть установлен по представлению Правительства РФ федеральным законом.  
         Федеральный закон до настоящего времени        не принят, поэтому продолжают применяться законодательные акты бывшего Союза ССР (ст.423 Трудового кодекса РФ).
Это – постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960г. № 470/9 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников предприятий, организаций и флота рыбной промышленности»; постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Оба постановления в централизованном порядке  утверждают размеры районных коэффициентов к заработной плате лиц, работающихна водной территории (№ 470/9 от 31.03.1960г.) и, соответственно,  на суше (№ 380/П-18 от 04.09.1964г.) икаких-либо ограничений при определении размера коэффициента, исходя только от места жительства или порта приписки судна, не содержат.
До принятия федерального закона, устанавливающего размеры районных коэффициентов и порядок их выплаты, подлежит применению и Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964г. № 15/30 «О порядке применения новых условий оплаты труда к отдельным категориям работников», согласно которому районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от местонахождения предприятия (организации), в штате которого состоит работник.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент 1.5 и выше к заработной плате плавающего состава промыслового и производственного флота рыбной промышленности в период лова (обработки) рыбы начислялся и начисляется по фактическому месту работы, то есть по району промысла.
При этом Постановление № 470/9 в каждом районе промысла устанавливает только один, постоянный, не менявшийся с 1960 года, районный коэффициент (Антарктика – 2.0, Северное море – 1.8,   Тихий океан – 1.8 и т.д.), тогда как Постановление № 380/П-18 в ряде районов «суши» в одном и том же регионе предусматривает разные районные коэффициенты (Архангельская область -1.5, 1.3, 1.2; Якутская АССР – 2.0, 1.6, 1.4; Красноярский край – 1.6, 1.3; Коми АССР – 1.5, 1.4, 1.3, 1.2; Тюменская область – 1.5, 1.3; Сахалинская область – 1.6, 1.4).
Выплата районного коэффициента относится к гарантиям оплаты труда и является элементом заработной платы.
Ни один нормативный правовой акт не предусматривает изменение уже установленных районных коэффициентов.    
Согласно ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации для лиц, получающих государственные пенсии, является Пенсионный фонд Российской Федерации.   
Однако, начиная с 1998г., сначала Управление социальной защиты населения области, затем его правопреемник Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Архангельской области, произвольно, без ссылки на Закон,  изменили районный коэффициент рыбакам с 1.5 по району промысла до 1.4 по месту приписки судов Архангельского тралового флота г. Мурманску, уменьшив тем самым размер получаемой пенсии и спровоцировав  массовое обращение пенсионеров в суд за защитой нарушенных прав.
Практически все иски о применении районного коэффициента 1.5 были удовлетворены, судебные решения никем не обжаловались и вступили в законную силу.
Таким образом, на территории Архангельской области сложилась единая судебная практика (кроме одного дела по иску Вакорина Ф.Г.).
1.01.2002г. вступил в силу ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях», предусматривающий для северян повышенное отношение среднемесячных заработных плат в зависимости от размера районного коэффициента.
Так как к заработной плате рыбаков начислялся установленный законом (Постановление № 470/9) и судом (судебные решения 1998-1999гг., 2003-2004гг.) коэффициент 1.5 и выше, для них, согласно новому закону, должно применяться повышенное отношение заработков  в размере 1.7 и выше. 
Однако, несмотря на действие союзного законодательства, имеющиеся судебные решения преюдициального характера и сведения о начислении к зарплате рыбаков районного коэффициента 1.5 и выше, Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске под разными предлогами, манипулируя нормами закона, отказывает в определении пенсионерам повышенного отношения, вынуждая их на новые судебные хождения.  
Судебные разбирательства, в которых участвует и Уполномоченный по правам человека в Архангельской области, выступающий в защиту прав и интересов пенсионеров-рыбаков, продолжаются второй год.
Трех истцов уже нет в живых. За это время из пяти дел по искам 15 пенсионеров судом рассмотрено лишь одно: решением Ломоносовского районного суда от 22.12.2003г. отказано в удовлетворении иска Свиридовича Н.М., кассационным определением областного суда от 19.02.2004г. решение оставлено без изменения.         Надзорная жалоба истца дважды возвращалась без рассмотрения по существу, и, скорее всего до Президиума не дойдет. От ее рассмотрения зависит судьба нескольких тысяч пенсионеров, недополучающих по вине Пенсионного фонда до 1000 рублей к пенсии ежемесячно на протяжении ряда лет. 
Между тем, в бюджет Пенсионного фонда регулярно поступают страховые взносы из заработка рыбаков с районным коэффициентом 1.5 и выше по району промысла, а пенсии выплачиваются с коэффициентом 1.4 по месту регистрации судов АБТФ или 1.2 по месту проживания, что противоречит ст.3 ФЗ № 167 от 17.12.2001г. и грубо нарушает права рыбаков, так как существенно уменьшает размер получаемой ими пенсии.      
Закон на стороне рыбаков, но суд руководствуется исключительно доводами представителей Пенсионного фонда и справедливое решение не принимает.
Прокуратура действия территориальных органов Пенсионного фонда в части отказа в применении при расчете пенсии отношения среднемесячных заработных плат в размере 1.7 признает правомерными. Ссылаясь при этом не на единообразие судебной практики (решения Октябрьского районного суда 1998-1999гг. по искам ветеранов об исчислении пенсий с учетом районного коэффициента 1.5; определения коллегии областного суда от 17.11.2003г., 05.01.2004г.), и законы, а на одно лишь определение Президиума Архангельского областного суда от 26.03.2002г. и формулярное письмо Минсоцзащиты РФ (№1290-14 от 02.04.1998г.), которое нигде не опубликовано, в Министерстве юстиции РФ не зарегистрировано, правовых последствий не влечет и применяться для регулирования спорных правоотношений не может.      
Никто не хочет брать на себя ответственность за решение длящейся не один год проблемы пенсионного обеспечения рыбаков.
Идет неравная борьба, где против самой незащищенной категории населения – пенсионеров – выступают одновременно Пенсионный фонд, суд и органы прокуратуры, занявшие выжидательную и удобную позицию невмешательства.
Логично напрашивается вопрос: почему сегодня органы, обязанные по закону защищать права и интересы пенсионеров, стоят  на стороне чиновников ПФ РФ, входя в их положение и оправдывая их действия отсутствием бюджетного финансирования.
Ситуация тупиковая. Проблема приобрела настолько массовый и широкий общественный резонанс - неоднократное освещение в средствах массовой информации, митинг рыбаков, обращения к руководству ПФ РФ, открытое письмо пенсионеров Президенту РФ и Председателю Парламента РФ, - что требует незамедлительного решения и принятия мер к восстановлению нарушенных пенсионных прав бывших рыбаков АБТФ.
Согласно Конституции РФ – Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пенсионеры Архангельского тралового флота законно настаивают на требовании выплаты им достойной, заработанной пенсии (несправедливо капитану-ветерану за 30-40 лет работы в северных морях получать пенсию 1 850 рублей !).

 Предложения:

- В соответствии с п.3 ст.28 областного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Архангельской области» полагаю целесообразным провести депутатские слушания по вопросу пенсионного обеспечения ветеранов тралового флота;

- отделению Пенсионного фонда РФ по Архангельской области – принять решение и направить на места соответствующее указание об исчислении и перерасчете пенсий рыбакам с учетом фактически заработанного ими районного коэффициента 1.5 и выше  и применения в связи с этим повышенного отношения их среднемесячных заработков к заработной плате по РФ в размере 1.7 или 1.9 в зависимости от размера районного коэффициента;

- прокуратуре Архангельской области – вернуться к рассмотрению обращений Вакорина Ф.Г. (коллективное) и Свиридовича Н.М. с учетом действующего Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960г. № 470/9 и судебных решений об удовлетворении исков пенсионеров об исчислении пенсий с районным коэффициентом по району промысла 1.5 и выше.
Принимая во внимание важность и жизненную необходимость восстановления нарушенных прав более трех тысяч пенсионеров, прошу Вас рассмотреть вышеизложенные предложения.


Уполномоченный по правам  человека
в Архангельской области
Н.П.Ахраменко

17 мая 2004 года

 

 

 

Назад

На главную страницу