Право осужденных на оказание медицинской помощи должно соблюдаться - Научное сетевое издание "Внесудебная защита", 28.05.2016 г.

       Одной из сфер, постоянно находящихся на контроле Уполномоченного по правам человека в Архангельской области Л.В. Анисимовой, является соблюдение прав граждан, содержащихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
      В частности, урегулирование порядка направления для оказания медицинской помощи осужденных, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, является одним из существенных условий соблюдения их законных прав и интересов.
      Стоит отметить, что указанные лица пользуются правами, свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, но с некоторыми предусмотренными законом ограничениями. Однако эти ограничения не включают право на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированное каждому статьей 41 Конституции Российской Федерации.
      В 2016 году обратиться в адрес министра юстиции РФ А.В. Коновалова Уполномоченного побудили поступающие обращения от осужденных и их родственников по проблеме оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях, а также систематически возникающие в ходе их рассмотрения вопросы, которые не удается разрешить, в том числе при обращении Уполномоченного в органы прокуратуры.
      Во исполнение статьи 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее – Основы об охране здоровья граждан) приказом Минздравсоцразвития России № 640, Минюста России № 190 от 17.10.2005 был утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (далее – Порядок).
      В соответствии с пунктами 10, 132 Порядка лица, осужденные к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, другие осужденные, подозреваемые и обвиняемые, не содержащиеся под стражей (охраной), получают медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях  по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами РФ.
      Лишь при отсутствии возможности оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения разрешается помещать указанных лиц  — с их согласия — для стационарного лечения в больницы уголовно-исполнительной системы.
      В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) Основы об охране здоровья граждан, в соответствии с которыми устанавливался Порядок, утратили силу. Однако никаких изменений в Порядок при этом внесено не было.
      В настоящее время  права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи регламентированы статьей 26 Федерального закона № 323-ФЗ.
      Согласно части 1 указанной статьи лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии  с частью 3 статьи 26 Федерального закона № 323-ФЗ при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
      Таким образом, пункты 10, 132 Порядка не в полной мере соответствуют действующему законодательству. Имеющееся противоречие между федеральным законодательством и подзаконным актом в части определения места прохождения лечения для осужденных, которым судом определено отбывание наказания в колонии-поселении, отсутствие четкого механизма реализации данного права может привести и в отдельных случаях приводит к нарушению установленных прав указанной категории лиц.
      Так, в адрес Уполномоченного на протяжении многих лет поступают устные и письменные жалобы на направление лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях, для стационарного лечения и обследования в лечебные учреждения уголовно-исполнительной системы. Такие факты  подтверждаются в ходе проводимых Уполномоченным посещений соответствующих учреждений, в т.ч. Больницы ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.
      В связи с изложенным Уполномоченным в адрес руководства УФСИН России по Архангельской области, ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, прокуратуры Архангельской области неоднократно направлялись обращения с требованием урегулировать имеющиеся противоречия, которые не должны создавать препятствий для реализации прав осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении,  на оказание медицинской помощи.
      Однако позиция ведомства, как и позиция прокуратуры Архангельской области, по данному вопросу основана на действии приоритета Федерального закона № 323-ФЗ,  согласно которому лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в том числе в колониях-поселениях, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения только при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
      Это на практике приводит к тому, что осужденные к отбыванию наказания в колонии-поселении под давлением, «добровольно» пишут соответствующие заявления и фактически проходят лечение в подведомственных  ФСИН лечебно-профилактических  учреждениях. При этом следует отметить, что для данных учреждений не определен какой-либо режим отбывания наказания – в них совместно содержатся лица, отбывающие наказание в колониях-поселениях и особого режимов, впервые и повторно отбывающие наказание.
      Уполномоченный, резюмируя вышесказанное, считает необходимым отметить, что возникшая юридическая коллизия  препятствует нормальной работе правовой системы, нередко ущемляя права граждан, а также сказывается на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка. Изложенные положения законодательства, противоречащие друг другу,  затрудняют применение законодательства, предоставляя компетентным органам легальную возможность исполнять законодательные акты по усмотрению.
      В связи с изложенным и в целях повышения гарантий соблюдения прав осужденных, особое внимание в обращении к министру юстиции РФ Уполномоченный обратил на то, что положительный результат при решении данной проблемы и выработки единообразного подхода к указанному  вопросу может быть достигнут только путем принятия эффективных мер на федеральном уровне.
      Полученный ответ Министерства юстиции подтвердил позицию Уполномоченного: Порядок оказания заключенным под стражу и осужденным медицинской помощи «нуждается в переработке». Как сообщает Минюст России, в настоящее время им проводится работа по подготовке нормативного правового акта, регулирующего порядок организации оказания медицинской помощи, в т.ч. в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, по согласованию с Минздравом России.
      С удовлетворением хочется отметить, что, после изучения аргументированного обращения Уполномоченного, доводы, и предложения, изложенные Л. Анисимовой, нашли поддержку в Министерстве юстиции РФ.
Как следует из ответа Минюста РФ от 04.05.2016,  при разработке указанного  проекта нормативного правового акта будут учтены замечания и предложения Уполномоченного по правам человека в Архангельской области относительно соблюдения прав граждан, содержащихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
      Полагая, что данная проблема касается не только учреждений ФСИН, расположенных в Архангельской области, Л. Анисимова выражает надежду, что разрабатываемый нормативно-правовой акт значительно повлияет на совершенствование порядка оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи.

  Назад

На главную страницу