Право на жизнь и здоровье – неотъемлемое право каждого человека

      Право на жизнь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь являются неотчуждаемыми правами человека, и любое демократическое государство гарантирует и обеспечивает реализацию этих прав каждому человеку. Поэтому в своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Л.В. Анисимова уделяет этим вопросам особое внимание. При этом не важно, о каком человеке идёт речь: гражданине или лице без гражданства, свободном или уже ограниченном в своих правах, попавшем в трудную жизненную ситуацию.
      Так, из года в год от подозреваемых, обвиняемых и осужденных к Уполномоченному поступают обращения по вопросам оказания им медицинской помощи. В 2012 году по данным вопросам к Уполномоченному поступило 236 обращений, что составляет 11,2% в общем объеме обращений, поступивших от лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Архангельской области и УМВД России по Архангельской области. При этом к наиболее острым проблемам следует отнести: отказ в направлении лиц, нуждающихся в медицинской помощи, на медицинское обследование и лечение в лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания квалифицированной и специализированной стационарной помощи, а также стационарного обследования; предоставление некачественной помощи медицинскими частями учреждений; нарушение предусмотренных действующим законодательством прав лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях, на получение медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами Российской Федерации.
      В этой связи на протяжении ряда лет деятельность Уполномоченного направлена на разрешение различных вопросов оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы и содержащимся под стражей на территории Архангельской области. Неоднократно по данным проблемам Уполномоченный обращалась в УФСИН России по Архангельской области и органы прокуратуры Архангельской области.
      Кроме того, в целях оказания содействия в защите прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на оказание медицинской помощи Уполномоченный Л.В. Анисимова неоднократно обращалась в Министерство юстиции Российской Федерации с предложениями по совершенствованию административного и правового регулирования в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей, в том числе в сфере предоставления медицинской помощи.
      Хотелось бы отметить, что эти усилия принесли свои результаты и были не напрасны. 10 января 2013 года Премьер-министром РФ Д.А. Медведевым было подписано Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
      Указанное Постановление направлено на совершенствование порядка оказания подозреваемым, обвиняемым и лицам, заключённым под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Документом в частности предусматривается возможность приглашения к вышеуказанным заболевшим лицам для проведения консультаций врачей-специалистов из медицинских государственных организаций при невозможности оказания им медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
      Под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются:
      - отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи;
      - ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.
      При этом финансовое обеспечение данных мероприятий будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации.
      Вместе с тем согласно указанному постановлению Правительства лицам, лишенным свободы, оказывается скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в экстренной и неотложной форме как в медицинских организациях, так и вне медицинских организаций с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания. При этом на штатных врачей учреждения ФСИН, а в их отсутствие на руководителя этого учреждения или уполномоченное им должностное лицо возлагается ответственность за вызов скорой помощи арестантам и осужденным.
      По результатам оказания в медицинской организации медицинской помощи лицам, лишенным свободы, в медицинскую документацию вносится информация о состоянии их здоровья, в том числе сведения о результатах медицинских осмотров, обследований и проведенного лечения, рекомендации по проведению дополнительных обследований (с указанием необходимого объема обследований), а также по дальнейшему лечению и медицинской реабилитации. Указанные сведения сообщаются лицам, лишенным свободы.
      Таким образом, в результате длительной работы и взаимодействия государственных органов различных уровней власти Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1466 усовершенствован порядок оказания заключённым, подозреваемым, обвиняемым или осуждённым медицинской помощи в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Назад