Организация амбулаторно-поликлинической
помощи нуждается в реформировании

      Анализ обращений граждан к Уполномоченному по вопросам оказания медицинской помощи за 2011 год свидетельствует о том, что организация амбулаторно-поликлинической помощи, её качество и доступность на территории Архангельской области по-прежнему вызывают критику среди населения.
      Следует отметить, что в Архангельской области продолжают сохраняться негативные тенденции в показателях здоровья населения. Это требует реформирования и изменения приоритетов в организации амбулаторно-поликлинической помощи на территории области.
      Проблема максимальной доступности амбулаторно-поликлинической помощи населению, а также повышения качества и уровня оказания данного вида медицинской помощи находится в сфере постоянного внимания Уполномоченного. По итогам посещений Уполномоченным в прошедшем году медицинских учреждений г. Архангельска подтвердилось наличие нерешенных многочисленных проблем с информированностью населения о перечне и порядке предоставления гарантированных государством бесплатных медицинских услуг.
      Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Архангельской области на 2011 года установлено, что информация о порядке, условиях и объёмах оказания медицинской помощи в медицинской организации, гарантированной гражданам в рамках Программы, должна находиться в удобном для обозрения месте и быть доступной для пациента.
      Однако в ряде учреждений доступная для пациентов информация об их правах, о порядке оказания платных услуг, о вышестоящих органах и должностных лицах, уполномоченных разрешать жалобы и обращения пациентов по вопросам оказания медицинской помощи, размещена не в полном объеме. Как правило, такая  информация является разрозненной,  зачастую  она размещена в  труднодоступных для ознакомления  местах, напечатана мелким шрифтом и неудобна для восприятия. В некоторых учреждениях  подобной  информации нет вообще.   Руководители медицинских учреждений, страховые компании уделяют явно недостаточное внимание вопросам обеспечения граждан информацией об их правах на бесплатную медицинскую помощь и по иным вопросам охраны здоровья. В области отсутствует минимально необходимый перечень такой информации, подлежащей обязательному размещению в учреждении здравоохранении, поэтому  в  разных учреждениях здравоохранения она  существенно отличается,  как по объёму, так и по содержанию. Уполномоченный при посещении в 2010 году амбулаторно-поликлинических учреждений города Архангельска обращала внимание руководителей данных учреждений и представителей мэрии города на необходимость принятия мер по повышению информированности пациентов об их правах на бесплатную медицинскую помощь. Тем не менее, анализ обращений и жалоб граждан по различным вопросам здравоохранения, а также результаты посещений медицинских учреждений города Архангельска свидетельствуют о том, что обозначенная проблема в городе так и не решена.
      Кроме того, в ходе посещения поликлиник города Архангельска Уполномоченным было отмечено, что недостатки организации записи пациентов к специалистам, имеющие место еще в 2010 году, в прошедшем году устранены не в полном объёме. По-прежнему журналы самозаписи в регистратуре отсутствуют или находятся у регистраторов; запись на приём, к так называемым «узким специалистам», производится в срок от 2 недель до 1 месяца; ко многим таким специалистам запись осуществляется исключительно через участкового терапевта. Всё это затрудняет реализацию права жителей города на своевременную и качественную медицинскую помощь, гарантированную на государственном уровне.
      Необходимо отметить, что степень доступности гарантированных государством бесплатных медицинских услуг снижается и в результате оказания платных медицинских услуг населению в рабочее время врачами, ведущими бесплатный приём. Это также нашло своё подтверждение в ходе посещения Уполномоченным ряда лечебных учреждений г. Архангельска.
      При этом следует подчеркнуть, что платные медицинские услуги населению могут оказываться государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Законом РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» лишь сверх установленных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи видов и объёмов медицинской помощи.
      Оказание платных медицинских услуг медицинским персоналом осуществляется в свободное от основной работы время при условии выполнения в полном объёме учреждением здравоохранения территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Дополнительные  платные услуги должны быть четко отделены от бесплатной медицинской помощи, замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения недопустимо, поскольку это ведёт к нарушению прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в необходимых объёмах и надлежащего качества.
      Следует отметить, что в целях обеспечения защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» включена статья «Платные медицинские услуги», в которой конкретизируется порядок оказания платных медицинских услуг гражданам. Впервые нормами Федерального закона чётко определены условия оказания платных медицинских услуг гражданам, соблюдение которых позволит разграничить их предоставление с бесплатной медицинской помощью, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий.

Назад