*****

Качество бесплатной медицинской помощи – это одна из ключевых
категорий и одновременно серьёзная проблема сферы здравоохранения

      Анализ обращений граждан к Уполномоченному за 2011 год позволяет говорить о росте жалоб на качество, доступность и своевременность предоставления медицинских услуг на территории области. Всего в 2011 году к Уполномоченному поступило 540 обращений и жалоб данной категории, что на 28% больше, чем в 2010 году. Статистика поступивших в истекшем году к Уполномоченному жалоб и обращений данной категории свидетельствует о том, что жителей нашей области всё чаще беспокоит качество доступной бесплатной медицинской помощи. Так, 40% жалоб и обращений граждан данной категории, поступивших в адрес Уполномоченного в 2011 году, касались вопросов предоставления некачественной медицинской помощи, около 27% - проблем доступности и своевременности предоставления бесплатной медицинской помощи. В течение прошедшего года сотрудниками аппарата Уполномоченного предоставлялись заявителям подробные разъяснения и консультации, по жалобам проводились проверки и принимались меры соответствующего реагирования.
       Актуальность проблемы предоставления качественной медицинской помощи на территории области подтверждает и статистика обращений, поступивших в Управление Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Так, за 10 месяцев 2011 года жалобы граждан в Управление на качество медицинской помощи составили 45,8%. Увеличение числа поступивших жалоб на качество медицинской помощи произошло и в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Архангельской области, куда за 9 месяцев 2011 года поступило 94 жалобы (за 9 месяцев 2010 года - 78).
       Несмотря на предпринимаемые государством меры, современную систему здравоохранения пока трудно назвать достаточно развитой с позиции граждан, получателей медицинских услуг. Результаты мониторинга удовлетворённости качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования за первое полугодие 2011 года показали, что не удовлетворены качеством медицинской помощи 42,3% респондентов.
       Вместе с тем исследования, проведенные в июне 2011 года Центром социальных измерений «Фокус» в целях определения качества и доступности медицинской помощи в Архангельской области, свидетельствуют о том, что полностью удовлетворены медицинской помощью, оказываемой в поликлиниках и в больницах по месту проживания на территории области лишь 11,8% из числа опрошенных. При этом каждый второй респондент (49%) не удовлетворён медицинской помощью, оказываемой ему в поликлинике по месту жительства. Только каждый восьмой респондент вполне удовлетворён доступностью медицинской помощи, а каждый третий - совершенно не удовлетворён.            
       Данные показатели свидетельствуют о том, что качество и доступность оказываемой медицинской помощи на территории Архангельской области в 2011 году оценивались населением как неудовлетворительные.
      Оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, выражающейся в дефектах лечебно-диагностического процесса, влекущих причинение вреда здоровью или жизни пациента, зачастую обусловлено, в том числе, несоблюдением стандартов оказания медицинской помощи. В случае причинения вреда жизни и здоровью пациента при оказании последнему медицинской помощи стандарты лечения выступают критериями оценки качества и надлежащего объема выполняемых манипуляций, процедур и назначений, иными словами, невыполнение набора предусмотренных стандартом процедур влечет признание оказанной медицинской помощи некачественной.
       В этой связи особенную озабоченность вызывает несоблюдение федеральных стандартов оказания медицинской помощи специалистами учреждений здравоохранения на территории Архангельской области, которые выявлялись в истекшем году инспекцией контроля качества и лицензирования медицинских услуг Архангельской области при проведении проверок по просьбе Уполномоченного. Вместе с тем, по результатам плановых проверок исполнения федеральных стандартов, проведённых за 10 месяцев 2011 года, в 100% случаев Инспекцией выявлено несоответствие оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам медицинской помощи при наблюдении за течением нормальной беременности при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в части «Диагностика», «Наблюдение» и по ведению медицинской документации в муниципальных учреждениях здравоохранения: МУЗ «Сурская участковая больница»; МУЗ «Лешуконская центральная районная больница»; МУЗ «Бестужевская участковая больница»; МУЗ «Устьянская центральная районная больница»; МУЗ «Холмогорская центральная районная больница»; МУЗ «Емецкая районная больница № 2»; МУЗ «Шенкурская центральная районная больница»; МУЗ «Яренская центральная районная больница»; МУЗ «Удимская амбулатория»; МУЗ «Приводинская участковая больница».
       По итогам проведённых в 2011 году внеплановых проверок несоответствие оказанной медицинской помощи федеральным стандартам при оказании медицинской помощи в части «Лечение» или «Диагностика» установлено в таких лечебных учреждениях, как: ГУЗ «Архангельская областная клиническая больница»; ГУЗ «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова»; МУЗ «Городская поликлиника № 1»; МУЗ «Котласская центральная городская больница им. Святителя Луки»; МУЗ «Котласская городская стоматологическая поликлиника»; МУЗ «Верхнетоемская центральная районная больница».
       К сожалению, приходится констатировать, что работа по обеспечению внедрения в деятельность учреждений здравоохранения стандартов оказания медицинской помощи, утверждённых Министерством здравоохранения и социального развития РФ, на территории Архангельской области, ведётся недостаточно эффективно. В связи с чем, Уполномоченным будет продолжена работа по защите прав граждан на бесплатную медицинскую помощь надлежащего качества и в необходимых объемах.

Назад