Оценка исправительных учреждений региона продолжается

Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Л. Анисимова оценила соблюдение прав человека в учреждениях УФСИН: рейтинг за II полугодие 2013 года

      Рейтинг деятельности территориальных органов уголовно–исполнительной системы Архангельской области по соблюдению прав содержащихся в них лиц (далее – рейтинг) по итогам II полугодия 2013 года стал продолжением пилотного проекта Уполномоченного, реализация которого начата Л. Анисимовой в минувшем году. Результаты рейтинговой оценки за I полугодие 2013 года ранее были опубликованы на нашем сайте.
      Напомним, что целью рейтинга является ранжирование учреждений УФСИН России по Архангельской области, исходя из критериев соблюдения законодательно установленных прав осуждённых, обвиняемых и подозреваемых, взаимодействия учреждений с институтами гражданского общества и их прозрачности для гражданского контроля.
      Рейтингом были охвачены 20 пенитенциарных учреждений, функционировавших на территории Архангельской области по состоянию на конец 2013 года и сгруппированных в зависимости от категории учреждения и контингента содержащихся в них лиц: 11 исправительных колоний (общего, строго и особого режимов); 3 колонии–поселения; 4 следственных изолятора; лечебные учреждения. Рейтинг проводился на основании интегральной оценки, рассчитанной методом математического преобразования и сопоставления двух групп показателей:

  • 1 группа – показатели, основанные на практике взаимодействия Уполномоченного с учреждениями уголовно–исполнительной системы на территории Архангельской области;
  • 2 группа – показатели, характеризующие практику реализации в учреждениях уголовно–исполнительной системы норм действующего законодательства Российской Федерации.

      В процессе формирования рейтинга были использованы те же показатели, принципы и методика оценки, что и ранее (ссылка на результаты I полугодия). При этом перечень показателей, использованных при подведении итогов рейтинга за II полугодие 2013 года по сравнению с предыдущим периодом был расширен за счёт совершенствования методики их представления и анализа.
      Результатом рейтинговой оценки стал ранжированный список учреждений УФСИН России по Архангельской области. Место того или иного учреждения определено в зависимости от итогового рейтингового балла, полученного в результате анализа интегральных показателей обеих групп. При этом предельно возможное количество баллов, соответствующее максимально высоким оценка каждого из показателей, исходя из применявшейся методики и перечня использованных показателей, составляет:

  • для исправительных колоний и колоний–поселений – 150 баллов;
  • для следственных изоляторов и лечебных учреждений – 140 баллов.

       Анализируя итоги рейтинга в целом, Уполномоченный считает корректным ранжирование пенитенциарных учреждений в пределах выделенных групп – исправительные колонии, колонии–поселения, следственные изоляторы, лечебные учреждения, поскольку сопоставление между собой учреждений, изначально отличающихся как режимом отбывания наказания, так и контингентом содержащихся в них лиц, не может привести к получению объективного результата.

Результаты рейтинга


№№ пп

Наименование учреждения

Рейтинговый балл

Исправительные колонии

1

ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области

132,0

2

ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области

122,0

3

ИК-28 ФКУ ОИУ ОУХД № 4 УФСИН России по Архангельской области

107,5

4

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области

101,0

5

ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области

97,0

6

ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области

95,0

7

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области

86,0

8

ФКУ ИК-19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области

69,5

9

ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области

62,5

10

ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области

49,5

11

ИК-21 ФКУ ОИУ ОУХД № 2 УФСИН России по Архангельской области

23,5

Колонии–поселения

1

ФКУ КП–3 УФСИН России по Архангельской области

129,0

2

КП–23 ФКУ ОИУ ОУХД № 4 УФСИН России по Архангельской области

127,0

3

КП–27 ФКУ ОИУ ОУХД № 2 УФСИН России по Архангельской области

89,5

Следственные изоляторы

1

ФКУ СИЗО–1 УФСИН России по Архангельской области

93,0

2

ФКУ СИЗО–4 УФСИН России по Архангельской области

82,5

3

ФКУ СИЗО–3 УФСИН России по Архангельской области

47,5

4

ФКУ СИЗО–2 УФСИН России по Архангельской области

40,5

Лечебные учреждения

1

ФКУ ЛИУ–8 УФСИН России по Архангельской области

136,0

2

ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области

112,5

      Анализ представленных результатов показывает, что принципиальных изменений в ранжировании учреждений УФСИН по сравнению с I полугодием 2013 года не произошло. Категорию «Исправительные колонии» по–прежнему возглавляет ИК–7, повысились рейтинги ИК–14 и ИК–28, занявших при ранжировании, как и в предыдущий период, второе и третье места соответственно. Существенное ухудшилась рейтинговая оценка ИК–19 – с 78 баллов в I полугодии 2013 года до 69,5 во II полугодии, что обусловлено реорганизацией данного учреждения из исправительной колонии в колонию–поселение, завершившейся уже в 2014 году. Следует также отметить и заметное снижение рейтинговой оценки КП-27 – с 99 баллов до 89,5.
      Наиболее низкие рейтинговые баллы набрали, как и в предыдущий период, ИК–16 и ИК–21 – 49,5 и 23,5 балла соответственно. Основной причиной столь низких показателей является по–прежнему практически полная «непрозрачность» этих учреждений для гражданского контроля, многочисленные жалобы, поступающие Уполномоченному в связи с систематическими нарушениями порядка отправки корреспонденции в адрес Уполномоченного. Так, из 16 письменных жалоб на нарушения прав осуждённых в ИК–16 ни одно не было направлено непосредственно из ИК–16: такие обращения поступали либо от самих осуждённых в период их пребывания в других учреждениях, либо от родственников и правозащитных организаций. Следует отметить, что на крайне низкий рейтинговый балл ИК–21 значительное влияние оказали также показатели износа помещений, предназначенных для проживания осуждённых, доли осуждённых, привлечённых к оплачиваемому труду, а также количество зарегистрированных актов членовредительства и голодовок.
      Низкие рейтинговые баллы СИЗО–2 и СИЗО–3 обусловлены главным образом нарушениями законодательно установленного порядка отправки корреспонденции в адрес Уполномоченного лицами, содержащимися в этих следственных изоляторах. Так, во II полугодии 2013 года все письменные обращения лиц, содержащихся в СИЗО-2, в нарушение действующего законодательства были направлены в адрес Уполномоченного в открытых пакетах.
      По–прежнему низкими показателями оценивается работа групп социальной защиты осуждённых, на что указывает значительное число обращений в адрес Уполномоченного с просьбами об оказании содействия в оформлении документов; оказании консультативной помощи по правовым вопросам; разъяснении норм действующего законодательства и др. Следует отметить, что при этом во всех учреждениях УФСИН России по Архангельской области (за исключением следственных изоляторов) созданы и полностью укомплектованы группы социальной защиты осуждённых.
      Уполномоченный выражает УФСИН России по Архангельской области благодарность за предоставленную информацию, использованную при проведении рейтинговой оценки, а также надежду на дальнейшее сотрудничество в этой сфере.

Назад