ВНИМАНИЕ!!! Исправительные учреждения региона - оценка Уполномоченного...

Уполномоченным по правам человека в Архангельской области Л. Анисимовой проведена рейтинговая оценка деятельности пенитенциарных учреждений

      Рейтинг деятельности территориальных органов уголовно–исполнительной системы Архангельской области по соблюдению прав содержащихся в них лиц (далее – рейтинг), сформированный по итогам 1 полугодия 2013 года, является пилотным проектом Уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее – Уполномоченный).
      При этом необходимо принимать во внимание, что ФСИН России осуществляет самостоятельную ведомственную рейтинговую оценку деятельности своих территориальных органов, направленную на ранжирование пенитенциарных учреждений по показателям их основной деятельности. Однако рейтинг, составленный Уполномоченным, отличается от него тем, что проводился в строго определённых целях: он призван ранжировать пенитенциарные учреждения УФСИН России по Архангельской области, исходя из критериев соблюдения законодательно установленных прав осуждённых, обвиняемых и подозреваемых, взаимодействия учреждений с институтами гражданского общества и их прозрачности для гражданского контроля. Следует отметить, что данная цель соответствует одному из направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, предусматривающего обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний.
      В основе проведённого Уполномоченным рейтинга лежит совместная инициатива Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний по осуществлению независимой общественной оценки деятельности учреждений уголовно–исполнительной системы. В 2011 году Л.В. Анисимова приняла непосредственное участие в обсуждении этого проекта и представила свои предложения в систему рейтинговых показателей. К сожалению, данный проект на федеральном уровне так и не был осуществлён.
      Рейтингом были охвачены 21 учреждение УФСИН России по Архангельской области, сгруппированных в зависимости от категории учреждения и контингента содержащихся в них лиц: 11 исправительных колоний (общего, строго и особого режимов); 4 колонии–поселения; 4 следственных изолятора; лечебные учреждения. Рейтинг проводился на основании интегральной оценки, рассчитанной методом математического преобразования и сопоставления двух групп показателей:

  • 1 группа – показатели, основанные на практике взаимодействия Уполномоченного с учреждениями уголовно–исполнительной системы на территории Архангельской области;
  • 2 группа – показатели, характеризующие практику реализации в учреждениях уголовно–исполнительной системы норм действующего законодательства Российской Федерации.

      В процессе интегральной оценки показателям различных групп присваивались различные весовые значения, обусловленные значимостью каждого показателя для цели рейтинга, а также его массовости и системности. По результатам рейтинга лучшим признаётся учреждение, имеющее максимальную итоговую балльную оценку в группе.
      Особое внимание Уполномоченного при проведении рейтинговой оценки было направлено на соблюдение установленного законодательством права подозреваемых, обвиняемых и осуждённых на отправку из пенитенциарных учреждений корреспонденции в адрес органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью учреждений уголовно–исполнительной системы, и в первую очередь – в адрес Уполномоченного. Постоянное пристальное внимание к данному вопросу обусловлено тем, что письменные обращения указанных лиц являются для Уполномоченного важным источником получения информации о нарушениях прав человека в пенитенциарных учреждениях, а для указанных лиц – основной возможностью защитить свои законные права.
      Кроме того, при формировании рейтинга по каждому из учреждений были учтены такие показатели, как: удельный вес поступивших в адрес Уполномоченного жалоб на действия (бездействие) сотрудников администрации учреждения, условия содержания, оказание медицинской помощи, привлечение к труду и оплата труда; удельный вес обращений с просьбами об оказании содействия в оформлении паспортов, полисов обязательного медицинского страхования и других документов, о разъяснении положений нормативных правовых документов, о предоставлении текстов нормативных правовых актов и бланков документов и др. При расчёте интегрального показателя были также учтены и результаты постоянного мониторинга средств массовой информации.
      Оценка показателей второй группы осуществлялась Уполномоченным на основании информации, представленной УФСИН России по Архангельской области, при этом повышенное внимание Уполномоченного было направлено на соблюдение таких законодательно установленных требований, имеющих особое значение для оценки соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях, как процент износа помещений, предназначенных для проживания подозреваемых, обвиняемых и осуждённых; степень обеспеченности этих лиц вещевым довольствием по сезону; доля осуждённых, привлечённых к оплачиваемому труду.
      При расчёте интегрального показателя были также учтены результаты постоянного мониторинга средств массовой информации, а также взаимодействия Уполномоченного с правозащитными организациями.
      Уполномоченный считает необходимым ещё раз подчеркнуть, что проведённая рейтинговая оценка является пилотным проектом, в связи с чем  в дальнейшем, по мере накопления практического опыта проведения такой оценки перечень учитываемых показателей, их весовые значения, методика расчёта будут совершенствоваться. Данную работу Уполномоченный планирует проводить в тесном взаимодействии с УФСИН России по Архангельской области, а также с правозащитными организациями и иными институтами гражданского общества.
      Результатом рейтинговой оценки стал ранжированный список учреждений УФСИН России по Архангельской области. Место того или иного учреждения определено в зависимости от итогового рейтингового балла, полученного в результате анализа интегральных показателей обеих групп. При этом предельно возможное количество баллов, соответствующее максимально высоким оценка каждого из показателей, исходя из применявшейся методики, составляет:

  • для исправительных колоний и колоний–поселений – 145 баллов;
  • для следственных изоляторов и лечебных учреждений – 135 баллов.

Результаты рейтинга

№№ пп

Наименование учреждения

Рейтинговый балл

Исправительные колонии

1.

ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области

128,0

2.

ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области

118,0

3.

ИК-28 ФКУ ОИУ ОУХД–4 УФСИН России по Архангельской области

95,5

4.

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области

95,0

5.

ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области

93,0

6.

ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области

85,0

7.

ИК-19 ФКУ ОИУ ОУХД–1 УФСИН России по Архангельской области

78,0

8.

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области

58,0

9.

ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области

57,5

10.

ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области

46,0

11.

ИК-21 ФКУ ОИУ ОУХД–2 УФСИН России по Архангельской области

38,5

Колонии–поселения

1.

ФКУ КП–3 УФСИН России по Архангельской области

117,5

2.

КП–23 ФКУ ОИУ ОУХД–4 УФСИН России по Архангельской области

107,5

3.

КП–24 ФКУ ОИУ ОУХД–1 УФСИН России по Архангельской области

103,5

4.

КП–27 ФКУ ОИУ ОУХД–2 УФСИН России по Архангельской области

99,0

Следственные изоляторы

1.

ФКУ СИЗО–1 УФСИН России по Архангельской области

100

2.

ФКУ СИЗО–4 УФСИН России по Архангельской области

73

3.

ФКУ СИЗО–3 УФСИН России по Архангельской области

54

4.

ФКУ СИЗО–2 УФСИН России по Архангельской области

28

Лечебные учреждения

1.

ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области

117

2.

ФКУ ЛИУ–8 УФСИН России по Архангельской области

105

      Анализ показателей в ходе проведения рейтинга позволил выявить учреждения, характеризующиеся «непрозрачностью», то есть систематическим воспрепятствованием отправке корреспонденции находящихся в них лиц, адресованной Уполномоченному. Однако при отсутствии жалоб от лиц, содержащихся в этих учреждениях, Уполномоченному поступают обращениях в защиту их прав от родственников и иных лиц, от правозащитных организаций, а также и непосредственно от подозреваемых, обвиняемых и осуждённых в период их временного пребывания в других учреждениях. Примечательным является, например, тот факт, что в защиту прав осуждённых, содержащихся в ФКУ ИК–21 УФСИН России по Архангельской области, за 1 полугодие 2013 года в адрес Уполномоченного поступило лишь 3 письменные жалобы, из них 2 – от членов семей осуждённых и 1 – от осуждённого, отправившего жалобу в период пребывания в Областной больнице УФСИН России по Архангельской области, а также 12 устных обращений от членов семей осуждённых и иных лиц, однако при этом в данной исправительной колонии за период с января по июнь 2013 года зарегистрировано 6 актов членовредительства и 7 случаев голодовок. Из 13 письменных обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в защиту прав осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК–16 УФСИН России по Архангельской области, лишь одно было отправлено осуждённым непосредственно из колонии (по вопросу обжалования действий суда). Остальные письменные обращения, темой которых были обжалования действий администрации ИК–16, условий содержания осуждённых, оказания им медицинской помощи, поступили либо в защиту осуждённых от родственников и иных лиц, либо были отправлены осуждёнными в период их пребывания в других пенитенциарных учреждениях. Значительное число устных обращений, поступающих Уполномоченному от родственников осуждённых, из правозащитных организаций в связи с нарушениями прав осуждённых в ИК–16, в том числе нарушениями порядка отправки корреспонденции, подчёркивает «непрозрачность» деятельности данного исправительного учреждения.
      Также обращают на себя внимание низкие показатели работы групп социальной защиты осуждённых, на что указывает значительное число обращений в адрес Уполномоченного с просьбами об оказании содействия в оформлении паспортов, полисов обязательного медицинского страхования и других документов, трудовом и бытовом устройстве после освобождения от отбывания наказания; об оказании консультативной помощи по правовым вопросам; разъяснении норм действующего законодательства, в том числе правил внутреннего распорядка учреждений; предоставлении текстов нормативных правовых актов и бланков документов. Следует отметить, что при этом во всех учреждениях УФСИН России по Архангельской области (за исключением следственных изоляторов) созданы и полностью укомплектованы группы социальной защиты осуждённых.
      Анализируя итоги рейтинга в целом, Уполномоченный считает корректным ранжирование пенитенциарных учреждений в пределах выделенных групп – исправительные колонии, колонии–поселения, следственные изоляторы, лечебные учреждения, поскольку сопоставление между собой учреждений, изначально отличающихся как режимом отбывания наказания, так и контингентом содержащихся в них лиц, не может привести к получению объективного результата.
      Следует также отметить, что в процессе определения рейтинговой оценки за 1 полугодие 2013 года, осуществлявшейся в конце 2013 – начале 2014 года, Уполномоченный получила возможность отследить динамику соблюдения прав осуждённых в отдельных учреждениях. Так, по итогам 1 полугодия 2013 года ФКУ ИК–5 УФСИН России по Архангельской области заняла в рейтинге 4–е место, однако уже во 2 полугодии количество обращений в защиту прав осуждённых, отбывающих наказание в данной исправительной колонии, заметно увеличилось, что позволяет прогнозировать снижение рейтинговой оценки.
      Уполномоченный выражает УФСИН России по Архангельской области благодарность за предоставленную информацию, использованную при проведении рейтинговой оценки, а также надежду на дальнейшее сотрудничество в этой сфере.

Назад

На главную страницу