Примерные программы учебной дисциплины «Права человека» разработаны и внедряются в российских вузах

    23 апреля состоялось первое в этом году заседание секции по вопросам образования и правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
    Основной темой обсуждения стали вопросы разработки программ учебной дисциплины «Права человека» для организаций в системе высшего образования и внедрения их в учебный процесс вузов.
    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова совместно с представителями Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования, а также экспертного и научного сообщества обсудили вопросы и проблемы, связанные с разработкой учебных программ «Права человека» уровня бакалавриата и специалитета, а также специального курса для педагогов.
    «Эта учебная программа создается под эгидой Уполномоченного, поскольку мы и главный заказчик, и функция правового просвещения закреплена за Уполномоченным законодательством. В разработке курса принимает участие целый творческий коллектив из числа тех, кто специализируется на этой теме, независимо от географии. Мы хотим замахнуться на некий модуль, эталонную программу, которую каждый потом сможет для себе интерпретировать», - сказала Татьяна Москалькова, открывая заседание.
    Примерная программа учебной дисциплины уровня специалитета включает 11 тематических разделов на 72 академических часа, типовые практические и контрольные задания, перечень основной и дополнительной учебной литературы. Программа уровня бакалавриата содержит 12 разделов на 104 академических часа, а также примерный план практических занятий, задания для самостоятельной работы, а также перечень основной и дополнительной литературы.
    Уполномоченный также рассказала, что совместно с Московским городским педагогическим университетом разработан специальный курс для педагогов, и отметила высокую важность внедрения разработанных программ в учебный процесс высших учебных заведений.
    «После внедрения пилотного проекта программ необходимо проведение мониторинга с тем, чтобы увидеть ее востребованность, интересы студенчества к ней, трудности преподавателей, пересечение с другими дисциплинами», - подчеркнула Татьяна Москалькова.
    Кроме того, Уполномоченный отметила, что самый главный недостаток существующих учебных программ в области прав человека заключается в том, что они слишком затеоретизированны и дублируют другие дисциплины. «Наша главная задача – дать практические навыки и умения по защите и соблюдению прав человека, развить понимание инструментариев защиты. Необходимо проследить, как человек должен защищать свои права, куда обращаться с момента их нарушения (по его мнению) до момента их восстановления», - пояснила Татьяна Москалькова основную концепцию разрабатываемых программ.
    Член Экспертного совета Олег Миронов акцентировал внимание экспертов на том, что неправильно рассматривать «права человека» лишь в рамках юридического аспекта.
    «”Права человека” – это ведь высокая нравственная, психологическая категория, оценивать ее с точки зрения компетенций невозможно. Необходимо научить людей уважать страну, людей, свою историю. Поэтому нравственный, этический аспект должен обязательно присутствовать при преподавании этой дисциплины», - подчеркнул Олег Миронов.
    Эксперты продолжают доработку учебного модуля «Права человека» с тем, чтобы впоследствии включить его в качестве обязательной программы в учебный процесс профильных и непрофильных вузов.

    По материалам сайта "Уполномоченного по правам человека в РФ"

Назад На главную страницу