Специальный доклад
Уполномоченного по правам человека
в Архангельской области

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
 ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

I. Введение

         Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации).

         Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, где одним из приоритетов национальной безопасности Российской Федерации определено повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения.
         Создание условий для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом -  одна из главных задач всех уровней власти, включая органы местного самоуправления.
         Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России и представляет собой вид публичной власти. Так, в части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также, в частности, через органы местного самоуправления.
         Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

         В статье 132 Конституции Российской Федерации дается перечень важнейших вопросов местного значения: органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

         Конституция Российской Федерации связывает местное самоуправление с реализацией прав и свобод человека, обеспечением гражданского мира и согласия, незыблемостью демократической организации российской государственности на основе народовластия.
         Однако повседневная действительность свидетельствует о том, что органы местного самоуправления в отдельных случаях должным образом не исполняют свои обязанности, что приводит к массовому нарушению прав и свобод граждан.
         Проводимая в России муниципальная реформа непосредственно затронула интересы каждого гражданина, так как именно с местным самоуправлением связано решение большинства повседневных проблем людей.
         Положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют вопросы местного значения в зависимости от вида муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ).
         Для выполнения своих функций между вновь образованными муниципальными образованиями было перераспределено необходимое имущество в срок до 1 января 2009 года, но некоторые вновь созданные муниципальные образования (в частности поселения) оказались не готовы к самостоятельному выполнению функций, отнесенных к вопросам местного значения поселений. Необходимость самостоятельно управлять муниципальными финансами: планировать и исполнять бюджеты поселений, финансировать расходные обязательства, приходится реализовывать в сложных условиях.
         Это привело к увеличению количества жалоб и обращений, поступающих в адрес уполномоченного по правам человека в Архангельской области (деле – Уполномоченный), касающихся неудовлетворительного обеспечения жизнедеятельности населения области, а также бездействия, в первую очередь, органов местного самоуправления при осуществлении своих полномочий.
         Вместе с тем вопросы жизнеобеспечения населения на территории субъекта Российской Федерации остаются в перечне важнейших приоритетов эффективной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что подтверждается положениями  Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
         В условиях кризисных явлений в экономике эта проблема приобретает особую актуальность.
Имеющиеся проблемы затрагивают законные права большого количества граждан,  и  поэтому  требуют внимания  всех ветвей власти.
         В этой связи целью настоящего специального доклада Уполномоченного является:
         - анализ возникающих проблем при рассмотрении жалоб и обращений, связанных с нарушениями прав граждан при решении вопросов местного значения, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан;  
         - дальнейшее содействие усилению гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан;
         - привлечение постоянного внимания федеральных и региональных государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления в Архангельской области к проблемам соблюдения конституционных прав граждан при осуществлении последними своих полномочий;
         - формирование предложений и рекомендаций органам местного самоуправления, органам государственной власти Архангельской области относительно необходимых мер, направленных на защиту и восстановление прав граждан при решении проблем жизнедеятельности и повышения качества жизни населения Архангельской области.

II. Нарушения прав граждан при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения

         Основные полномочия органов местного самоуправления закреплены на федеральном уровне: в статьях 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
         К вопросам местного значения муниципальных образований отнесены: организация коммунального обслуживания населения (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, снабжение топливом); решение вопросов территориального планирования, транспортного обслуживания населения; установление правил землепользования и градостроительства; организация благоустройства, обустройства мест массового отдыха, сбора и вывоза бытовых отходов; организация охраны общественного порядка, предоставления бесплатного общедоступного образования, оказания скорой медицинской и первичной медико-санитарной помощи и др.
         Органы местного самоуправления являются самым близким к населению, самым демократичным уровнем публичной власти, что предполагает высокую ответственность перед населением.
         Анализ поступающих к Уполномоченному жалоб свидетельствуют о том, что в Архангельской области складывается ситуация, при которой в ряде случаев объем ответственности органов местного самоуправления перед населением превысил объем реальных возможностей муниципалитетов, направленных на повышение качества жизни населения.

2.1. Муниципальное образование «Приморский муниципальный район»

         Вызывают озабоченность обращения граждан, свидетельствующие об отсутствии условий для нормальной жизнедеятельности, не только в отдаленных районах, но и в поселениях, расположенных в непосредственной близости к областному центру (городу Архангельску).
         Так, еще в августе 2008 года к Уполномоченному обратились жители деревни Повракульская Приморского района Архангельской области с жалобой на отсутствие централизованного отопления с 2000 года домов коттеджного типа; неудовлетворительное энергоснабжение деревни; несоблюдение санитарных норм и правил по обеспечению жителей питьевой водой; отсутствие транспортного обслуживания населения; несоблюдение правил содержания и эксплуатации жилых домов и бездействие органов местного самоуправления в решении указанных проблем. Заявители также указывали на обострение экологической обстановки в деревне: аварийное состояние очистных сооружений и канализационной насосной станции.[1]
         По просьбе Уполномоченного были проведены проверки фактов, изложенных в жалобе,  контрольно-надзорными органами (Государственной жилищной инспекцией Архангельской области, областным государственным учреждением «Государственная экологическая инспекция по Архангельской области» (далее - ОГУ «Государственная экологическая инспекция по Архангельской области»), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Архангельской области), Управлением по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области (далее - Управление Ростехнадзора по Архангельской области)), которые подтвердились практически в полном объеме.
         Управлением Ростехнадзора по Архангельской области в ходе проверки было установлено, что трансформаторная подстанция (КТП – 250/10 «Коттеджи») находится в запущенном состоянии, не обслуживается, осмотры и планово-предупредительные ремонты не проводятся, техническая документация не ведется, ремонтные работы сводятся только к  устранению аварийных ситуаций.
         Выдан акт-предписание от 18 августа 2008 года в срок до 18 сентября 2008 года и до 18 октября 2008 года устранить замечания.  Должностные лица управляющей организации «Звезда», в обязанность которой входит обслуживание трансформаторной подстанции, за нарушение Правил технической эксплуатации привлечены к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако  предписание было не выполнено. [2]
         Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области с 2006 года проводятся внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением санитарных норм и правил по обеспечению жителей деревни Повракульская Приморского района Архангельской области питьевой водой, по результатам которых было установлено, что в дома подавалась техническая вода, регулярный подвоз воды был не обеспечен.
         Для устранения выявленных нарушений выданы предписания муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Комфорт», Управлению по коммунальному хозяйству, топливу, энергетике и субсидиям жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район».
         В июле 2008 года после проведенной проверки выдано предписание муниципальному образованию «Приморский муниципальный район» об обеспечении жителей питьевой водой и организации подвоза воды.[3]
         Проверкой, проведенной ОГУ «Государственная экологическая инспекция по Архангельской области», подтвердились следующие факты: отсутствовала гидроизоляция полов жилых домов коттеджного типа; ранее существующие дренажные системы деревни засыпаны корой и заросли травой; очистка канав не производилась.
         Еще в 2007 году администрацией муниципального образования «Повракульское» был сделан запрос в открытое акционерное общество «Инвестстройпроект» об обследовании территории в целях выявления причин подтопления жилых домов. По результатам обследования было дано заключение, что подтопление происходит в связи межсезонным повышением уровня грунтовых вод из-за дренирующих грунтов на площадке застройки. Открытым акционерным обществом «Инвестстройпроект» даны рекомендации администрации муниципального образования «Повракульское», необходимые для исключения подтопления подвалов жилых домов: выполнение кольцевой дренажной сети на площадке застройки со строительством дренажной насосной станции; усиление гидроизоляции стен и пола подвалов домов.
         Однако никаких работ в соответствии с полученными рекомендациями администрацией муниципального образования «Повракульское» не производилось.
         Кроме того, внеплановыми проверками соблюдения природоохранного законодательства, проводимыми ОГУ «Государственная экологическая инспекция по Архангельской области» в июне-августе 2008 года, было выявлено, что очистные сооружения, канализационная насосная станция находятся в аварийном состоянии. Очистные сооружения в режиме биологической очистки не работают, аэротенки и вторичные отстойники находятся в технически неисправном состоянии, воздуходувка и активный ил для проведения биологической очистки отсутствуют.
         По результатам проверок выданы предписания об устранении нарушений управляющей организации «Звезда» и начальнику Управления по коммунальному хозяйству, топливу, энергетике и субсидиям жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», составлены протоколы об административных правонарушениях по статьям 8.15 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесены постановления о назначении административного наказания. [4]
         В сентябре 2008 года Государственной жилищной инспекцией Архангельской области были подтверждены факты нарушения Правил содержания и эксплуатации жилых домов управляющей организацией. По фактам ненадлежащего содержания и ремонта жилых домов в отношении управляющей организации «Звезда» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены предписания об устранении нарушений.[5]
        Между тем по сообщению жителей деревни - работы по устранению нарушений Правил содержания и эксплуатации жилых домов не осуществлялись.
         Из обращений граждан также следовало, что на территории  муниципального образования «Повракульское» транспортные услуги (перевозка пассажиров автомобильным транспортом) населению фактически не предоставляются. Жители, работающие в городе Архангельске, зачастую вынуждены пользоваться услугами такси. В этой связи права значительной части граждан, проживающих в данном поселении, были нарушены.
         Администрация муниципального образования «Приморский муниципальный район» сообщила, что решением Совета депутатов муниципального образования «Повракульское» функции по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом с 01 мая 2008 года переданы муниципальному образованию «Повракульское». [6]
        При этом объекты имущественного комплекса коммунального хозяйства деревни Повракульская поселением приняты не были из-за их изношенности и ветхости. Собственник имущества коммунального хозяйства  -  муниципальное образование «Приморский муниципальный район» передало объекты имущественного комплекса коммунального хозяйства в аренду управляющей компании «Звезда».[7]
         По инициативе Уполномоченного 7 ноября 2008 года проведена рабочая встреча с главой муниципального образования «Повракульское», с индивидуальным предпринимателем Зелениным С.В. (управляющая компания «Звезда») при главе муниципального образования «Приморский муниципальный район» и прокуроре Приморской межрайонной прокуратуры, по результатам которой были выработаны и приняты следующие решения:
         - о проведении капитального ремонта трансформаторной подстанции с заменой его оборудования, а также о проектировании резервного источника питания коттеджных домов деревни в срок до 15 декабря 2008 года;
         - об обеспечении осуществления бесперебойного снабжения питьевой водой;
         - о принятии решения по подключению водопровода в деревне Повракульская к водопроводу города Архангельска до 01 января 2009 года;
         -  об организации работы автобусного маршрута № 120;
         - о проработке вопроса по созданию товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) в деревне Повракульская.[8]
         Кроме того, принято решение о заключении соглашения между муниципальным районом (муниципальным образованием «Приморский муниципальный район») и поселением (муниципальным образованием «Повракульское») о передаче с 01 января 2009 года принятых ранее поселением полномочий по осуществлению функции организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом муниципальному образованию «Приморский муниципальный район» в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
         В целях осуществления контроля за выполнением решений, принятых на рабочей встрече, Уполномоченным в декабре 2008 года был направлен запрос о предоставлении информации в администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» о выполненных работах по улучшению качества жизни населения деревни Повракульская.
         Из ответа администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» следовало, что:
         - по заключению специалистов общества с ограниченной ответственностью «ТрансЭлектро», привлеченных для обследования состояния трансформаторной подстанции и воздушных электросетей деревни, состояние трансформаторной подстанции удовлетворительное, проведение ремонта в зимнее время нецелесообразно, в то же время состояние воздушных электросетей неудовлетворительное. В этой связи администрацией района принято решение о проведении ремонта трансформаторной подстанции при подготовке к осенне-зимнему периоду 2009-2010 годов, а не в срок до 15 декабря 2008 года, как это было предусмотрено решением, принятым на рабочей встрече 7 ноября 2008 года. Ремонт воздушных линий  коттеджного поселка деревни Повракульская планируется завершить до 25 января 2009 года;
         - решение по подключению водопровода деревни Повракульская к водопроводным сетям Северного округа города Архангельска остается в силе;
         - котлы КЧМ-5 имеются в каждой квартире жилых домов №№ 29-34. Инфракрасные карбоновые подогреватели установлены в двух коттеджах в дополнение к котлам КЧМ-5;
         - перевозчиком Т разработан и направлен на утверждение в департамент транспорта и связи Архангельской области автобусный маршрут № 120 «деревня Повракульская – город Архангельск (Морской речной вокзал) – деревня Рикасиха»;
         - продолжается работа по созданию ТСЖ. [9]
         Таким образом, работы по улучшению качества жизни населения  деревни Повракульская, об осуществлении которых приняты решения на рабочей встрече 7 ноября 2008 года, выполнены с нарушением установленных сроков.
         В тоже время обращения со стороны жителей деревни продолжали поступать. Заявители по-прежнему жаловались на подвоз некачественной питьевой воды, отсутствие отопления и др.[10]
         В этой связи Уполномоченный в феврале 2009 года в очередной раз обратился в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области с просьбой о проведении проверки качества питьевой воды в деревне.
         Из информации, представленной Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области, следует, что в ноябре 2008 года проведены внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением санитарных норм и правил по обеспечению жителей деревни Повракульская питьевой водой. Произведен отбор проб подвозимой питьевой воды из автоцистерны, осуществляющей перевозку воды для жителей деревни. В соответствии с протоколами лабораторных исследований Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от 01 декабря 2008 года №№ 4, 2374 проба питьевой воды, отобранной из крана автоцистерны муниципального унитарного предприятия «Водоканал», не соответствовала СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по показаниям мутности и алюминию.
         Для устранения выявленных нарушений было выдано предписание муниципальному унитарному предприятию «Водоканал»  по обеспечению качества питьевой воды, подаваемой из автоцистерны жителям деревни, действующим гигиеническим нормативам. Нарушения были устранены. [11]
         18 марта 2009 года Уполномоченным была организована встреча с жителями деревни Повракульская, в результате которой в очередной раз нашли свое подтверждение нерешенные проблемы жизнеобеспечения населения. По результатам встречи Уполномоченным направлены запросы о проделанных работах, решения об осуществлении которых были приняты на рабочей встрече 07 ноября 2008 года, главе муниципального образования  «Приморский муниципальный район» и главе муниципального образования «Повракульское».
         В ответ администрациями муниципальных образований  «Приморский муниципальный район» и «Повракульское» направлена информация, из которой следует, что:
         - 25 января 2009 года завершены работы по ремонту воздушных линий коттеджного посёлка деревни Повракульская. Выполнены работы по замене опор, установке светильников уличного освещения, произведён монтаж воздушной линии проводом СИБ, исключающим короткие замыкания при перехлёсте и несанкционированное подключение (воровство электроэнергии). В целях обеспечения резервного питания в декабре 2008 года в трансформаторной подстанции центральной усадьбы деревни произведён ремонт кабельной муфты и вводного переключающего устройства;
         - ремонт трансформаторной подстанции планируется осуществить в период подготовки к осенне-зимнему периоду 2009-2010 годов;
         - решение по подключению водопровода деревни Повракульская к водопроводным сетям Северного округа города Архангельска остаётся в силе. Ведётся работа по определению источника финансирования. После этого будут определены сроки строительства водопровода;
         - в департамент транспорта и связи Архангельской области направлено ходатайство о привлечении перевозчиков на межмуниципальный маршрут № 120 «город Архангельск (Морской речной вокзал) - деревня Повракульская»;
         - деревня Повракульская включена в план газификации Приморского района Архангельской области. С момента газификации деревни (ориентировочный срок - 2013 год) для отопления коттеджей планируется использовать индивидуальные газовые котлы;
         - ТСЖ создано. В него вошли 4 многоквартирных дома. Готовится заявка на получение средств на капитальный ремонт из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
         - подвоз питьевой воды осуществляется по субботам в соответствии с графиком. График доведён до всех жителей деревни. Автоцистерна заправляется водой из водопровода Северного округа города Архангельска;
         - в целях обеспечения жителей благоприятной окружающей средой планируется провести работы по замене двадцатиметрового участка самотечного канализационного коллектора. [12]
         Жалоба жителей деревни Повракульская Приморского района остается на постоянном контроле у Уполномоченного. В этой связи Уполномоченным осуществляется взаимодействие с Приморской межрайонной прокуратурой, с другими контрольно-надзорными органами, а также с администрациями муниципальных образований «Приморский муниципальный район» и «Повракульское», с Собранием депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район».
         Прокуратурой района проводится постоянный мониторинг ситуации на данной проблемной территории, организуются совещания при прокуроре района по решению возникающих проблем.[13]
         Однако остается нерешенным вопрос по подключению водопровода деревни Повракульская к водопроводным сетям Северного округа города Архангельска в целях обеспечения населения деревни качественной питьевой водой.
         Вместе с тем следует отметить, что «доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества» входит в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825.
         В домах №№ 29-34 деревни Повракульская установлены котлы КЧМ, которые не удовлетворяют потребностям жильцов в связи с необходимостью топки котлов с межтопочным интервалом 2-3 часа и потребляемым объемом топлива.
         В сложившихся условиях данная проблема может быть решена с момента газификации деревни. Вместе с тем ориентировочный срок газификации - 2013 год. Поэтому вопрос организации в указанных домах устойчивого теплоснабжения остается открытым.
         Несмотря на принятые администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» меры, обеспечение жителей деревни благоприятной окружающей средой осуществлено не в полной мере: не устранены причины подтопления подвалов жилых домов; не решена проблема аварийного состояния очистных сооружений и канализационной насосной станции.
         До настоящего времени не урегулирован вопрос организации транспортного обслуживания населения муниципального образования «Повракульское».
         Перевозчику Т департаментом транспорта и связи Архангельской области в декабре 2008 года было отказано в утверждении автобусного маршрута № 120. [14]
         Из представленной департаментом транспорта и связи Архангельской области информации следует, что гражданка Т направила заявку на открытие нового межмуниципального автобусного маршрута № 120 «деревня Повракульская – город Архангельск (Морской речной вокзал) – деревня Рикасиха».
         При этом заявка Т была отклонена областной комиссией по обследованию, открытию (переоформлению) и закрытию межмуниципальных автобусных маршрутов ввиду несоответствия заявленного маршрута требованиям, предъявляемым к межмуниципальным автобусным маршрутам – Морской речной вокзал является конечным остановочным пунктом межмуниципальных автобусных маршрутов. [15]
         Уполномоченный неоднократно (в феврале, марте, апреле 2009 года) обращался в департамент транспорта и связи Архангельской области с предложением об организации регулярного автобусного сообщения для транспортного обслуживания жителей деревни Повракульская Приморского района.
         И только в апреле 2009 года по открытию межмуниципального автобусного маршрута № 120 было осуществлено обследование данного маршрута представителями Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления внутренних дел Архангельской области, департамента транспорта и связи Архангельской области, областного государственного учреждения  «Дорожное агентство «Архангельскавтодор».
         По результатам обследования выявлен ряд замечаний. Отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела внутренних дел по Приморскому району выписано предписание администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», межрайонным отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления внутренних дел города Архангельска выписано предписание ПЧ-25 Северной железной дороги по устранению выявленных недостатков.[16]
         Устранение выявленных недостатков требует привлечения финансовых средств бюджетов муниципального образования «Приморский муниципальный район» и муниципального образования «Город Архангельск». Администрацией района предоставлена информация о намерении устранить замечания на территории муниципального образования «Приморский муниципальный район», после чего будет проведено повторное обследование автобусного маршрута № 120 «город Архангельск (Морской речной вокзал) – деревня Повракульская».[17]
         Обращает на себя внимание тот факт, что департамент транспорта и связи Архангельской области «разрешает» вопрос организации транспортного обслуживания населения муниципального образования «Повракульское» еще с декабря 2008 года. При этом жители муниципального образования «Повракульское» до настоящего времени так и не обеспечены в необходимом объеме транспортным сообщением с городом.
         В этой связи следует обратить внимание на то, что «доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района)» включен в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2009 года № 607.
         Уполномоченный намерен в дальнейшем продолжить работу по разрешению проблем, изложенных в жалобах жителей деревни Повракульская Приморского района и осуществлять контроль за исполнением мер, направленных на восстановление жизнеобеспечения населения деревни.

         Особенно остро встает проблема обеспечения транспортным обслуживанием населения отдаленных районов Архангельской области.
         В августе и в декабре 2008 года к Уполномоченному поступили коллективные жалобы жителей деревень Пушлахта и Мыза Приморского района Архангельской области,которые содержали просьбу оказать содействие в решении вопроса доступа к деревням в связи с отсутствием мостов (или иных переправ) через реки к отдаленным деревням. В результате жители лишены возможности осуществлять перевозку необходимых для жизнедеятельности продуктов, товаров, дров и др. Кроме того, отсутствует возможность подъезда к деревням машин скорой помощи и пожарных машин. Граждане ограничены в свободе передвижения, вследствие чего у них отсутствует возможность обеспечивать себя продуктами питания и лекарственными средствами, затруднено своевременное обращение в органы здравоохранения, социального обеспечения и в другие органы за помощью.
         Взаимодействие Уполномоченного с органами местного самоуправления способствовали изменению ситуации в положительную сторону: администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» было рассмотрено техническое задание для составления проектно-сметной документации на восстановление мостового перехода через реку Ширшемянка для восстановления сообщения с  деревнями Мыза и Слободка. Изготовление проектно-сметной документации было включено в расходы бюджета муниципального образования «Приморский муниципальный район» на 2009 год.
         Однако решение данного вопроса было затянуто. Сегодня, в  условиях экономического кризиса, вынужденное сокращение расходной части бюджета Архангельской области и муниципального образования «Приморский муниципальный район», а также уменьшение расходов на содержание и ремонт автомобильных дорог на 2009 год привели к тому, что определить дату начала проектных работ не представляется возможным.
         Вопрос о финансировании проектирования мостового перехода может быть вынесен на рассмотрение Собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» только при условии поступления дополнительных доходов в районный бюджет.[18]
         Вопрос разработки проектно-сметной документации моста через реку Золотица (деревня Пушлахта) также был рассмотрен в администрации района.
         Между тем мероприятия по изготовлению проектно-сметной документации на строительство мостового перехода через реку Золотица не вошли в Программу социально-экономического развития муниципального образования «Приморский муниципальный район» на 2009-2011 годы в связи с большим объемом финансирования предстоящих работ и отсутствием динамично растущей экономики в муниципальном образовании «Летне-Золотицкое» Приморского района. В летний период администрацией муниципального образования «Летнее-Золотицкое» осуществляются перевозки на катере из деревни Пушлахта в деревню Летняя Золотица, которые будут финансироваться из консолидированного бюджета района. [19]
         Таким образом, жители деревень Пушлахта и Мыза Приморского района до настоящего времени так и не обеспечены устойчивым транспортным сообщением с иными населенными пунктами.

2.2. Муниципальное образование «Вельский муниципальный район»

         Особое внимание следует уделить коллективной жалобе жителей поселка Тегро-Озеро Вельского района Архангельской области на неудовлетворительное снабжение поселка питьевой водой; отсутствие освещения; несвоевременный вывоз бытовых отходов; плохое состояние дорог и бездействие должностных лиц органов местного самоуправления. Из жалобы, поступившей к Уполномоченному еще в октябре 2007 года, усматривалось, что система отопления и котельная поселка находятся в аварийном состоянии, не соблюдается температурный режим в жилых домах и социальных объектах: температура в классах школы не поднимается выше 12 градусов тепла даже, когда на улице слабый мороз.[20]
         Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области, прокуратурой Вельского района неоднократно проводились проверки на предмет соблюдения режима предоставления коммунальных услуг населению, по результатам которых факты, изложенные в жалобе, подтвердились.
         Прокуратурой Вельского района на протяжении нескольких лет систематически проводятся проверки в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования «Тегринское», поскольку сложившаяся ситуация в поселке Тегро-Озеро по вопросу надлежащего содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и социальной сферы, является крайне неудовлетворительной.
         В соответствии с условиями муниципального контракта, заключенного между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» и  обществом с ограниченной ответственностью «Вельские коммунальные системы» (далее – ООО «ВКС») 16 июля 2007 года ООО «ВКС» приняло на себя обязательства в срок до 01 октября 2007 года выполнить работы по проектированию и реконструкции, в том числе, строительству котельной и теплосетей в поселке Тегро-Озеро. По состоянию на 25 июня 2008 года предусмотренные работы ООО «ВКС» не были произведены. По факту нарушения сроков выполнения работ со стороны ООО «ВКС», а также отсутствия надлежащего контроля со стороны муниципального образования «Вельский муниципальный район» прокурором района в апреле 2008 года в адрес руководителя ООО «ВКС» и на имя главы муниципального образования «Вельский муниципальный район» были внесены представления об устранении нарушений закона.
         Договором на исполнение муниципального заказа по обеспечению населения муниципального образования «Тегринское» услугами по теплоснабжению от 11 сентября 2007 года предусматривалась обязанность ООО «ВКС» отпускать тепловую энергию на теплоснабжение жилого фонда. В установленный органом местного самоуправления срок (24 сентября 2007 года) ООО «ВКС» не осуществило теплоснабжение поселка.
         По результатам плановой проверки, проведенной прокуратурой района на предмет законности надлежащего начала и прохождения отопительного сезона 2007-2008 годов, прокурором района в отношении ООО «Вельские коммунальные системы» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Материалы проверки  в отношении должностных лиц муниципального образования «Тегринское» и муниципального образования «Вельский муниципальный район» направлялись руководителю Вельского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ВМСО СУ АО и НАО)  для принятия решения об уголовном преследовании.
          ВМСО СУ АО и НАО вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями) в отношении должностных лиц муниципального образования «Тегринское» и муниципального образования «Вельский муниципальный район».
         Прокуратурой Вельского района 03 июня 2008 года была проведена выездная проверка на предмет надлежащего содержания жилищного фонда, а также подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства поселка Тегро-Озеро Вельского района к отопительному сезону 2008-2009 годов, в результате которой было установлено, что содержание жилищного фонда муниципального образования  «Тегринское» и подготовка к отопительному сезону в поселке Тегро-Озеро проводится ненадлежащим образом:
         - общие осмотры (осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство) муниципальным унитарным предприятием «Тегринское» не произведены;
         - составленный и утвержденный главой муниципального образования  «Тегринское» план работы по подготовке к отопительному сезону 2008-2009 годов является формальным, поскольку на выполнение предусмотренных работ фактически не запланированы средства, кроме того, имеет место нарушение сроков выполнения данного плана;
         - работы по строительству новой котельной не завершены;
         - муниципальным унитарным предприятием «Тегринское» неудовлетворительно организована работа по взысканию задолженности с населения за предоставленные услуги жилищно-коммунального хозяйства;
         - на территории поселка Тегро-Озеро Вельского района имеют место множественные свалки мусора (у жилых домов, дорог и в других местах), скапливающиеся в течение нескольких лет.
         По итогам проверки, проведенной в июне 2008 года, прокурором района вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - в отношении руководителя муниципального унитарного предприятия «Тегринское», статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -  в отношении главы муниципального образования «Тегринское».
         Также внесены представления об устранении нарушений закона в адрес главы муниципального образования «Тегринское» и руководителя муниципального унитарного предприятия «Тегринское». Направлено предостережение в адрес главы муниципального образования «Тегринское» о недопустимости ненадлежащей организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; сбора и вывоза бытовых отходов; содержания муниципального жилищного фонда. [21]
         Расходы на проектирование и реконструкцию системы  теплоснабжения поселка Тегро-Озеро были включены в «Перечень мероприятий социально-экономической целевой программы Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007-2010 г.г.». В рамках данной программы из бюджетов Архангельской области и муниципального образования «Вельский муниципальный район» выделены денежные средства на проектирование и реконструкцию котельной, теплосетей, водопровода и электросетей поселка.[22]
         Несмотря на принятые меры, жалобы от жителей продолжали поступать в течение всего 2008 года. Так, в июле 2008 года заявители сообщили, что внутридомовые тепловые сети неисправны и забиты грязью; питьевая вода не подается в большую часть домов; работы по реконструкции водопровода и теплотрасс не начинаются; новая котельная строится медленными темпами.[23]
         В январе 2009 года в адрес Уполномоченного поступали устные жалобы на несоблюдение температурного режима в жилых домах и в детских дошкольных учреждениях.
         Ситуация в поселке начала разрешаться только благодаря вмешательству областных властей. Для решения жилищно-коммунальных проблем поселка разработан и 15 января 2009 года утвержден комиссией Архангельской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности комплексный план по устойчивому жизнеобеспечению объектов социальной сферы и жилищного фонда поселка Тегро-Озеро. Основными направлениями его реализации до конца 2009 года являются:
         - строительство котельной, реконструкция и капитальный ремонт наружных тепловых сетей;
         - реконструкция водозабора и наружных сетей водоснабжения;
         - организация перевода части жилищного фонда на индивидуальное отопление (печное, от встроенных дровяных котлов в кухонные очаги, электроотопление);
         - переселение населения с периферии поселка в свободные жилые помещения в центре поселка;
         - организация резервного электроотопления школы и детского сада. [24]
         Из информации, представленной администрацией муниципального образования «Вельский муниципальный район», следует, что на средства, выделенные администрацией Архангельской области на подготовку к отопительному сезону 2008-2009 годов жилищно-коммунального хозяйства и объектов энергетики, был выполнен выборочный ремонт наружной системы теплоснабжения и ремонт двух котлов ДКВР в котельной поселка Тегро-Озеро.
         В настоящее время муниципальные контракты, заключенные по водоснабжению поселка, выполнены в полном объеме. По строительству новой котельной в поселке Тегро-Озеро составлен график выполнения работ,  проводится государственная экспертиза проектно-сметной документации.[25]  
         Согласно областному закону от 24 июня 2009 года № 51-4-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в рамках субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в целях подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса района к отопительному сезону бюджету муниципального образования «Вельский муниципальный район» направлено 19 500 000 рублей.
         Таким образом, проблемы жизнеобеспечения жителей поселка Тегро-Озеро медленно, но решаются. Тем не менее вопрос повышения качества уровня жизни населения поселка Тегро-Озеро продолжает оставаться на постоянном контроле у Уполномоченного.

2.3. Муниципальное образование «Онежский муниципальный район»

         Не менее сложная ситуация сложилась в поселке Поньга Онежского района Архангельской области.
         Коллективное обращение жителей поселка Поньга, поступившее к Уполномоченному в июне 2008 года,  в очередной раз содержало жалобу на неудовлетворительное состояние дорог, дренажных систем, теплоснабжение школы, детского сада; загрязнение питьевого и хозяйственного водоснабжения; отсутствие сообщения с центром города и снабжения продовольствием; а также на бездействие органов местного самоуправления.[26]
         Уполномоченным в срочном порядке был направлен запрос в территориальное отделение Управления Роспотребнадзора в Онежском районе о предоставлении информации по фактам нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения поселка и о результатах проводимых контрольно-надзорных мероприятий, которым наличие таких нарушений, как аварийное состояние котельной, системы водоснабжения поселка, подтвердось.[27]
         Кроме того, Уполномоченный обратился в Онежскую межрайонную прокуратуру с просьбой провести проверку фактов, изложенных в обращении жителей поселка Поньга. После проведенной проверки по постановлению прокурора глава муниципального образования «Онежское» был привлечен к административной ответственности, также в адрес главы было вынесено представление об устранении нарушений законодательства. [28]
         Между тем проблемы жизнеобеспечения населения поселка Поньга не решались. По сообщению заявителей:
         - работы по улучшению состояния дорог не проводились, жители поселка самостоятельно осуществляют отсыпку наиболее глубоких ям на дорожном полотне;
         - систематически нарушаются правила безопасности перевозки пассажиров водным транспортом, причал Легашевской запани находится в аварийном состоянии, каких-либо ремонтных работ не производится;
         - теплоснабжение в жилых домах и в школе ниже требуемых норм;
         - работы по ремонту пожарных водоемов не проводились;
         - ремонт опор и линий электропередач не осуществлен и др. [29]
         Уполномоченным материалы по жалобе повторно были направлены в Онежскую межрайонную прокуратуру. Также Уполномоченный обратился в прокуратуру Архангельской области с просьбой взять под контроль сложившуюся в поселке Поньга ситуацию.
         По результатам поверки фактов нарушений прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в поселке Поньга, проведенной прокуратурой Архангельской области, было установлено, что в целях обеспечения водоснабжения поселка обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – ООО «Водоканал») во втором полугодии 2008 года выполнены работы по замене трубопровода протяженностью 2,5 км, установлено 6 железобетонных колодцев, 6 новых водозаборных колонок.
         В период с 30 января 2009 года по 03 февраля 2009 года общество с ограниченной ответственностью «Предприятие котельных и тепловых сетей» (далее – ООО «ПКТС») не обеспечило поддержание температуры воды, поступающей в систему отопления поселка, в соответствии с Правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстороя России от 27 сентября 2003 года № 170. Онежским межрайонным прокурором 04 февраля 2009 года в отношении предприятия и его директора возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
         За нарушение Правил содержания дорог в поселке по постановлению межрайонного прокурора глава муниципального образования «Онежское» привлечен к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения отдела внутренних дел по Онежскому району 03 февраля 2009 года за ненадлежащую очистку дорог от снега возбуждено дело об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «ГУ ЖКХ». [30]
         Межрайонной Онежской прокуратурой было выявлено, что за летне-осенний период 2008 года проводились определенные работы по благоустройству поселков Поньга и Легашевская запань: ямочный ремонт дорог; грейдеровка дороги, соединяющая поселок Поньга и поселок Легашевская запань; проведена прокладка нового водопровода от правого берега реки Поньга до проспекта Трудовой с заменой водоколонок; проведены работы по ремонту причала (покраска здания, отсыпка подъездной дороги к причалу).
         Но несмотря на принятые меры, ситуация по благоустройству поселков Поньга и Легашевская запань не изменилась в лучшую сторону, дорожная инфраструктура по-прежнему не отвечает установленным нормам.[31]
         В этой связи обращение Уполномоченного в части обеспечения безопасности пассажирских перевозок и аварийного состояния причала Легашавской запани было направлено в январе 2009 года для принятия решения по существу в Архангельскую транспортную прокуратуру, по сообщению которой проверка указанных фактов должна быть проведена после открытия навигации в порту Онега. [32]
         По сообщению Архангельской транспортной прокуратуры: 28 мая 2009 года была проведена проверка в части обеспечения безопасности пассажирских перевозок и аварийного состояния причалов Легашевской запани. При этом о ее результатах до настоящего времени Уполномоченный не уведомлен. [33]
         Из информации, представленной администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район», следует, что работы по отсыпке проблемных участков дорожного полотна в поселке Поньга будут проводиться в летний период текущего года.
         Плохое состояние дренажной системы является проблемой не только поселка Поньга, но и всего города Онеги.
         Как следует из ответа администрации района, составлен перечень работ, которые необходимо провести для приведения дренажной системы в порядок. Данные работы будут учиты­ваться и проводиться при наличии финансовых средств. В настоящее время ведутся работы по устройству 200 м. дренажной канавы и ремонту тротуара по улице Серегина; готовится пакет документов для заявки на разработку проектно-сметной документации по улучшению и осуществлению водоснабжения поселка Поньга с дальнейшим вхождением  в целевую федеральную программу «Чистая вода».    В летний период планируется замена труб на 200 000 рублей проблемных участков теплотрассы, ремонт коробов, ремонт котлов.
         С 13 мая 2009 года перевозка пассажиров водным транспортом по маршруту город Онега - поселок Легашевская запань действует согласно распи­санию, утвержденному департаментом по тарифам и ценам Архангельской области. Организовано автобусное сообщение между поселком Поньга и поселком Лега­шевская запань. После открытия перевозок вод­ным транспортом обеспечение поселков продуктами питания нормализова­лось.[34]
         Уполномоченный намерен продолжить взаимодействие с органами прокуратуры в целях контроля за исполнением планируемых администрацией района работ, направленных на создание условий для обеспечения жизнедеятельности населения Онежского района.

2.4. Муниципальное образование «Вилегодский муниципальный район»

         Обращения, связанные с жизнеобеспечением населения, в адрес Уполномоченного поступают не только от жителей, но и от органов местного самоуправления.
         Так, к Уполномоченному обратилась администрация муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» с просьбой оказания содействия в решении вопроса о сохранении билетной кассы по станции Виледь Вилегодского района Архангельской области.
         Из обращения усматривалось, что дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Сольвычегодского участка Северной железной дороги принято решение о закрытии с 01 июля 2009 года билетной кассы по станции Виледь в связи с сокращением продажи билетов.
         Администрации муниципальных образований «Никольское» и «Вилегодский муниципальный район» считают, что в результате ликвидации билетной кассы возможно закрытие и зала ожидания для пассажиров на станции. Отсутствие билетной кассы по станции Виледь будет носить сложные негативные последствия для жителей Вилегодского района: приобретение проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования будет значительно затруднено (особенно в летний период), что может привести к дополнительной социальной напряженности граждан, особенно в условиях кризисных явлений в экономике.[35]
         При этом согласно пункту 9 главы II «Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденных Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 года N 30) кассы должны быть открыты на всех станциях и остановочных пунктах, где продается 50 и более проездных документов (билетов) в сутки. На станциях и остановочных пунктах, где продается менее 50 проездных документов (билетов) в сутки, порядок их продажи устанавливается железной дорогой с учетом местных условий.
         В этой связи Уполномоченным направлено обращение начальнику Архангельского отделения Северной железной дороги с предложением рассмотреть вопрос о возможности сохранения билетной кассы по станции Виледь в связи с тем, что труднодоступность в приобретении жителями Вилегодского района проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования нарушает права граждан на качественное транспортное обслуживание и может служить основанием для сохранения данной билетной кассы.
         Информация о рассмотрении указанного обращения от Архангельского отделения Северной железной дороги в адрес Уполномоченного до настоящего времени не поступила.
         Кроме того, Уполномоченный обратился в администрацию Архангельской области с просьбой взять под контроль сложившуюся ситуацию и решение данного вопроса, а также принять соответствующие меры, направленные на недопущение нарушений прав жителей Архангельской области на качественное транспортное обслуживание.
         Департаментом транспорта и связи Архангельской области обращение Уполномоченного было рассмотрено 22 июля 2009 года на совместном с руководством Северной железной дороги совещании, по результатам которого было принято решение о невозможности сохранения билетной кассы на станции Виледь в связи с убыточностью ее содержания.
         Тем не менее, как следует из ответа заместителя начальника дороги по пассажирским перевозкам филиала Северной железной дороги, руководство Северной железной дороги готово рассмотреть вопрос о возобновлении работы билетной кассы при условии согласия департамента транспорта и связи Архангельской области на выделение средств на ее содержание. [36]
         Продажа населению проездных документов (железнодорожных билетов) относится к услугам транспортного обеспечения населения.
         В результате ликвидации билетной кассы по станции Виледь жители Вилегодского района вынуждены приобретать проездные билеты в дальнем сообщении на станции Низовка, расположенной в 24 км. от станции Виледь, или в коммерческой кассе в районном центре Ильинско-Подомском. [37]
         Однако мер, направленных на обеспечение доступности для населения Вилегодского района услуг железнодорожного транспорта (реализация проездных документов (билетов)), департаментом транспорта и связи Архангельской области так и не принято.
         В связи с этим Уполномоченным направлено обращение в прокуратуру Архангельской области с просьбой провести проверку соблюдения прав жителей Вилегодского района на качественное транспортное обслуживание при ликвидации билетной кассы по станции Виледь и в случае необходимости принять меры прокурорского реагирования.

2.5. Муниципальное образование «Город Архангельск»

         Проблемы неудовлетворительного транспортного обслуживания населения возникают не только в отдаленных районах Архангельской области, но и непосредственно в границах муниципального образования «Город Архангельск».
         Таким примером может служить коллективное заявление, поступившее в декабре 2008 года к Уполномоченному от жителей поселка Маймаксанский Лесной порт, Лесозаводов №№ 13,14 города Архангельска, из которогоследовало, что население данных территорий не имеет возможности выезда в центральную часть города в утренние и вечерние часы в связи с неудовлетворительным обеспечением предоставления транспортных услуг (малым количеством единиц транспортных средств автобусного маршрута № 73 «Морской речной вокзал – 13-й Лесозавод»). Жители вынуждены ожидать на остановке «Лесозавод № 14» более часа в связи с перегруженностью автобусов или идти пешком 1,5 км.  В целях решения указанной проблемы заявители предлагали рассмотреть вопрос об изменении автобусных маршрутов №№ 22, 5э, 6, 61 путем их продления до остановки «Лесозавод № 14».[38]
         Согласно части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится  к вопросам местного значения городского округа.
         Пунктом 2 статьи 3 областного закона от 26 мая 1999 года N 125-22-ОЗ «О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области» предусмотрена ответственность должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований за:
         - некачественное удовлетворение потребностей населения в автобусных пассажирских перевозках;
         - неудовлетворительную организацию автобусных пассажирских перевозок на территории муниципального образования в целом.
         В этой связи Уполномоченным было направлено обращение Мэру города Архангельска с предложением рассмотреть заявление жителей поселка об изменении автобусных маршрутов №№ 22, 5э, 6, 61 путем их продления до остановки «Лесозавод № 14».
         Однако администрацией муниципального образования «Город Архангельск» по итогам проверок, проведенных в ноябре – декабре 2008 года совместно представителями мэрии города Архангельска и Соломбальского территориального округа, установлено, что жители поселка Маймаксанский Лесной порт, Лесозаводов  №№ 13,14 обеспечены действующим количеством транспорта и имеют возможность выезда в центральную часть города. При этом мэрия города Архангельска продление автобусных маршрутов №№ 5-Э, 6, 22, 61 до 14-го Лесозавода в настоящее время не находит необходимым[39] .
         Вместе с тем от жителей поселка Маймаксанский Лесной порт, Лесозаводов  №№ 13,14 в адрес Уполномоченного поступила повторная жалоба на бездействие должностных лиц муниципального образования «Город Архангельск» по организации автобусных пассажирских перевозок. Жители были не согласны с результатами проверок, проводимых представителями мэрии города Архангельска и Соломбальского территориального округа. Заявителями был составлен акт, согласно которому 11 февраля 2009 года на остановке «Лесозавод № 14» интервал движения автобусов по маршруту № 73 составил 20 минут. При этом возможность выезда в центр города ограничена, ожидание автобуса составляет 73 минуты в связи с перегрузом автобусов. [40]
         Уполномоченный повторно обратился к Мэру города Архангельска с предложением рассмотреть заявление жителей и принять соответствующие меры. Кроме того, Уполномоченным было направлено обращение в департамент транспорта и связи Архангельской области с просьбой оказания содействия в решении вопроса неудовлетворительного транспортного обслуживания населения поселка Маймаксанский Лесной порт, Лесозаводов №№ 13,14 города Архангельска.
         Из информации, представленной администрацией муниципального образования «Город Архангельск», следует, что на сегодняшний день маршрутная сеть города Архангельска разработана с учетом транспортных потребностей населения всех районов. Любые изменения (продление или сокращение) в маршрутах движения, направленные на улучшения отдельного взятого района, неизменно повлекут ухудшение транспортного обслуживания жителей других районов.[41] Подобные аргументы, по мнению Уполномоченного, являются, по меньшей мере, не убедительными.
         Как сообщает администрация мэрии города: автобусный маршрут № 61 «улица Кедрова - 6-й микрорайон» учитывает транспортные потребности жителей 6, 7, 8-го микрорайонов города. В случае продления маршрута до 14-го Лесозавода существенно ухудшится обслуживание населения вышеперечисленных районов. Маршруты № 5-э и № 6 ориентированы на обслуживание пассажиров Соломбальского и Привокзального микрорайонов соответственно. Жители поселка Маймаксанский Лесной порт, Лесозаводов №№ 13,14 могут воспользоваться автобусным маршрутом № 22 «Южная Маймакса - поселок Силикатный». Для этого им следует пройти до остановки «Развилка» на Маймаксанское шоссе.
         По мнению администрации муниципального образования «Город Архангельск» часы «пик» в утреннее и вечернее время существуют на всех направлениях города. В связи с этим внесение изменений в существующую маршрутную сеть на сегодняшний день мэрия города считает необоснованным.[42]
         Департамент транспорта и связи Архангельской области информировал Уполномоченного о том, что в 2009 году предусматривается закупка за счет средств бюджетов всех уровней автобусов большей вместимости для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципального образования «Город Архангельск». Ориентировочное количество закупаемых автобусов – 39 единиц. В этой связи департамент полагает, что внедрение автобусов большей вместимостью значительно снизит транспортную напряженность.[43]
         В  результате проблема транспортного обслуживания населения поселка Маймаксанский Лесной порт, Лесозаводов №№ 13,14 города Архангельска по-прежнему остается нерешенной.

III. Заключение

         Безусловно, что приведенные в настоящем специальном докладе примеры, не отражают исчерпывающего перечня всех проблем, связанных с нарушениями прав граждан при решении вопросов местного значения. Они основаны исключительно на обращениях граждан к уполномоченному по правам человека в Архангельской области.
         Тем не менее, длительность и недостаточная результативность решения указанных проблем органами местного самоуправления, а в ряде случаев  просто затягивание их рассмотрения и бездействие должностных лиц, не только не снимают, а даже усиливают актуальность осуществления контроля за деятельностью (бездействием) органов и должностных лиц местного самоуправления.
         Близость местного самоуправления непосредственно к людям предполагает необходимость постоянного прямого контроля со стороны населения за его деятельностью. С другой стороны, отделение местного самоуправления от государства не только не означает его свободы от государственного контроля, но и, напротив, прямо подразумевает особую ответственность государства за его эффективное функционирование.
         В таких условиях весьма важное значение приобретает институт оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 такая оценка осуществляется применительно к городским округам и муниципальным районам по утвержденному перечню показателей.
         В целях проведения комплексного анализа и расчета эффективности деятельности органов местного самоуправления проводится мониторинг, который осуществляется по следующим направлениям: экономическое развитие; уровень доходов населения и здоровья; здравоохранение и образование; физическая культура и спорт; жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная политика; организация муниципального управления.
         В качестве исходных данных для проведения мониторинга используются официальные данные, представленные в докладах глав местных администраций городских округов и муниципальных районов.
         Субъектам Российской Федерации разрешено устанавливать собственные показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц. Постановлением Главы администрации Архангельской области от 20 февраля 2009 года № 33 такой перечень утвержден.
         Однако обеспечить качество принимаемых решений на местном уровне невозможно путем выстраивания одной только системы контроля.
         В этой связи необходимо в полной мере реализовать потенциал, заложенный в упомянутом Указе Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607, который рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделять гранты (в форме дотаций из бюджета субъекта) городским округам и муниципальным районам для содействия достижению последними наилучших показателей.
         В соответствии с установленным субъектом Российской Федерации порядком гранты могут предоставляться как за достижение наилучших значений показателей в отдельных сферах деятельности органов местного самоуправления (гранты в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и других сферах), так и за достижение наилучших значений показателей комплексного социально-экономического развития.
         Представляется целесообразным Правительству Архангельской области активно применять эту поощрительную меру, одновременно предусмотрев порядок распределения полученных грантов между теми муниципалитетами, которые своевременно и эффективно принимают необходимые решения. В таком варианте прописанные в Указе меры позволят повысить мотивацию чиновников и будут содействовать эффективной управленческой деятельности в муниципальных образованиях.
         Причины сложившейся ситуации в ряде поселений Архангельской области связаны не только с неэффективной организацией работы органов местного самоуправления, но и с несоответствием объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления.
         В этой связи полагаю необходимым Правительству Архангельской области поставить на особый контроль проблемы, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения Архангельской области.
         Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь.
         Поэтому считаю необходимым главам и представительным органам муниципальных образований Архангельской области:
         - предпринимать своевременные меры, направленные на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь населения соответствующих муниципальных образований;
         - выработать и согласовать меры, ориентированные на повышение качества работы органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения;  
         - рассмотреть вопрос о возможности включения в проекты соответствующих бюджетов муниципальных образований на 2011 год расходов на обеспечение повышения качества жизни населения проблемных территорий Архангельской области.

Уполномоченный по правам человека
в Архангельской области
Л.В. Анисимова

Архангельск, 30 июля 2009 года


[1] Из обращения жителей деревни Повракульская Приморского района Архангельской области вход. № 260 от 14.08.2008 г.

[2] Ответ Управления Ростехнадзора по Архангельской области исх. № 01/2129 от 13.10.2008 г.

[3] Ответ Управления Роспотребнадзора по Архангельской  области № 6038/021 от 19.09.2008 г.

[4] Ответ ОГУ «Государственная экологическая инспекция по Архангельской области» исх. № 732 от 18.09.2008 г.

[5] Ответ Государственной жилищной инспекции Архангельской области исх. № 4-03/687 от 23.09.2008 г.

[6] Ответ администрации МО «Приморский муниципальный район» исх. № 01-19/68а от 03.09.2008 г.

[7] Договор аренды имущественного комплекса коммунального хозяйства № 265 от 04.03.2008 г.

[8] Из протокола рабочей встречи с уполномоченным по правам человека в Архангельской области при главе муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 07.11.2008 г.

[9] Ответ администрации МО «Приморский муниципальный район» исх. № 01-22/01 от 15.01.09 г.

[10] Из обращения жителей деревни Повракульская вход. № 72 от 29.01.2009 г.

[11] Ответ Управления Роспотребнадзора по Архангельской области исх. № 1373/02-1 от 06.03.2009 г

[12] Ответ администрации МО «Приморский муниципальный район» исх. № 01-22/109 от 02.04.2009 г.

[13] Ответ Приморской межрайонной прокуратуры исх. №89ж-2006 от 19.06.2009 г.

[14] Из обращения гражданки Т вход. № 74 от 29.01.2009 г.

[15] Ответ департамента транспорта и связи Архангельской области исх. № ДТС/380 от 03.03.2009 г.

[16] Ответ департамента транспорта и связи Архангельской области исх. № ДТС/868 от 14.05.2009 г.

[17] Ответ администрации МО «Приморский муниципальный район» исх. № 01-19/527 от 08.06.2009 г.

[18] Ответ администрации МО «Приморский муниципальный район» исх. № 01-19/527 от 08.06.2009 г.

[19] Ответ Собрания депутатов МО «Приморский муниципальный район» исх. № 01-24/42 от 11.06.2009 г.

[20] Из жалобы жителей п. Тегро-Озеро вход. № 339 от 24.10.2007 года.

[21] Ответ прокуратуры Вельского района № 10-13в-2009 от 08.06.2009 г.

[22] Письмо департамента ТЭК и ЖКХ Архангельской области исх. № И-ТЭК-770 от 19.03.2008 г.

[23] Из обращения жителей поселка Тегро-Озеро вход. № 313 от 18.07.2008 г.

[24] Ответ  департамента ТЭК и ЖКХ Архангельской области № И-ТЭК-609 от 12.02.2009 г.

[25] Ответ администрации МО «Вельский муниципальный район» исх. № 01-45/799 от 09.06.2009 г.

[26] Из жалобы жителей п. Поньга вход. № 195 от 05.06.2009 г.

[27] Ответ отделения Управления Роспотребнадзора в Онежском районе исх. № 376 от 18.06.2008 г.

[28] Ответ Онежской межрайонной прокуратуры исх. № 15-11в-08 от 10.11.2008 г.

[29] Из жалобы жителей п. Поньга вход. № 428 от 05.12.2008 г.

[30]  Ответ  прокуратуры Архангельской области исх. № 7-119-09 от 10.02.2009 г.

[31]  Ответ межрайонной Онежской прокуратуры исх. № 15-2в-09 от 20.01.2009 г.

[32]  Ответ межрайонной Онежской прокуратуры исх. № 15-2в-09 от 20.01.2009 г.

[33] Ответ Архангельской транспортной прокуратуры исх. № 19-2009 от 05.06.2009 г.

[34] Ответ администрации МО «Онежский муниципальный район» исх. № 1628 от 09.06.2009 г.

[35] Из обращения администрации МО «Вилегодский муниципальный район» исх. № 1122 от 27.04.2009 г.

[36] Ответ филиала Северной железной дороги исх. № ЛЗ-266 от 15.07.2009 г.    

[37] Ответ филиала Северной железной дороги исх. № ЛЗ-266 от 15.07.2009 г.    

[38] Из заявлений  жителей поселка Маймаксанский Лесной порт, Лесозаводов №№ 13,14 вход. № 457 от 25.12.2008 г. , вход. № 521 от 23.04.2009 г.

[39] Ответ мэрии города Архангельска исх. № 107-03/19 от 28.01.2009 г.

[40] Из жалобы  жителей поселка Маймаксанский Лесной порт, лесозаводов №№ 13,14 вход. № 521 от 23.04.2009 г.

[41] Ответ мэрии города Архангельска исх. № 107-03/1182,1351 от 13.05.2009 г.

[42] Ответ мэрии города Архангельска исх. № 107-03/1182,1351 от 13.05.2009 г.

[43] Ответ департамента транспорта и связи Архангельской области исх. № ДТС/1327 от 20.07.2009 г.

 

 

Назад

На главную страницу